Какие процессы составляют обмен веществ как они взаимосвязаны 5 класс


Урок биологии "Обмен веществ" 5 класс

Тема: «Обмен веществ и превращение энергии»

Цели урока:

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Обмен веществ и энергии», «Рабочая тетрадь. Биология: 6 класс».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Проверка готовности класса к уроку.

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Презентация.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте, попробуем ответить на вопрос "В чем отличие живых организмов от неживой среды?"

Признаки живого организма

  • Питание

  • Дыхание

  • Рост

  • Развитие

  • ?

III. Актуализация знаний

Чтобы узнать какое свойство мы будем изучать следующим, давайте посмотрим на слайд. Как вы понимаете фразу «Организм – открытая, саморегулирующаяся система»?

Для каких веществ организм открыт? Как вещества поступают в организм? Как называются эти процессы?

Что происходит с избытком веществ? Каким образом вещества выводятся из организма?

Этот процесс называется обменом веществ. Сообщение темы урока

Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?

IV. Изучение нового материала

Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?

Известно, что обмен веществ можно рассматривать с разных сторон: обмен веществ различается у растений и у животных, а также обмен веществ - это химический процесс.

Для того, чтобы узнать как можно больше о процессе обмена веществ мы разделимся на группы:

  1. Химики

  2. Ботаники

  3. Зоологи

Работа в группах:

1 группа: «Химики»

Задача: Изучить химическую природу обмена веществ.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • Как по-другому называется обмен веществ?

  • На какие стадии делится обмен веществ?

  • Что происходит на стадии катаболизма?

  • Что происходит на стадии анаболизма?

  • Что такое ферменты? Зачем они нужны в химических реакциях?

  1. Заполните схему:

2 группа «Ботаники»

Задача: Выявить особенности обмена веществ у растений.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • О каком процессе рассказывается в вашем тексте?

  • Как выглядит уравнение фотосинтеза?

  • Какие вещества поступают в растение?

  • Какие вещества образуются на свету?

  • Как используются эти вещества?

  • Что дальше происходит с этими веществами?

  • Как называется этот процесс?

  • Благодаря чему происходит этот процесс?

  • Как используется полученная энергия?

  1. Заполните таблицу

3 группа « Зоологи»

Задача: Выявить особенности обмена веществ у животных.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • Какие вещества поступают в организм животных?

  • Как называются процессы, при которых поступают вещества?

  • Что с ними происходит с веществами внутри организма?

  • Какие вещества выделяются в результате?

  1. Заполните таблицу

Индивидуальные задания:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • Перечислите факторы, влияющие на скорость обмена веществ? Составьте схему.

  • Какая зависимость обмена веществ от температуры?

  • Какие бывают группы животных относительно температуры тела? Чем отличается их обмен веществ?

Обмен информацией:

Выступление 1 представителя от каждой группы, заполнение таблицы, схем.

IV. Обобщение:

Значение обмена веществ:

  1. Обеспечение организма энергией и питательными веществами

  2. Рост и развитие

  3. Круговорот веществ в природе

V. Закрепление нового материала:

Тест 

1. Обмен веществ происходит у всех живых организмов.

2.Обмен веществ складывается из двух противоположных процессов.

3.В обмене веществ у растений принимают участие только листья.

4.В растения из окружающей среды поступают кислород, углекислый газ и вода.

5.В обмене веществ у животных принимают участие только органы дыхания и кровеносной системы.

6.В результате фотосинтеза образуются органические вещества и кислород.

7.Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела.

8.Змеи и лягушки – это теплокровные животные.

9.Медведь – холоднокровное животное, так как впадает в зимнюю спячку.

10. Зимой у птиц обмен веществ протекает медленно, потому что температура окружающей среды низкая.

11. Активный обмен веществ у птиц и млекопитающих способствовал их широкому распространению на Земле.

12. Обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 11, 12 - да

V. Подведение итогов урока

Рефлексия:

– Узнали ли вы, что-то новое на уроке?
– Какие знания вы  применили на уроке для понимания новой темы?
– Что произвело на вас наибольшее впечатление?
– Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?

Нарисуйте смайл.

VI. Домашнее задание

П. 44 – прочитать, выучить определения

Задание по выбору:

Кроссворд «Обмен веществ», 10 вопросов.

Сообщение «Питание и обмен веществ».

infourok.ru

Параграф 11. Обмен веществ и энергии

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География

resheba.me

Обмен веществ – главный признак жизни. Питание растений

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История

resheba.me

Конспект "Обмен веществ" - УчительPRO

«Обмен веществ»



Обмен веществ — совокупность реакций пластического и энергетического обменов.

Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Пластический обмен {ассимиляция) — совокупность реакций синтеза сложных органических веществ (белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот) из более простых. Энергетический обмен (диссимиляция) — совокупность реакций, обеспечивающих клетку энергией, в ходе которых происходит расщепление и окисление сложных органических веществ.

 Этапы обмена веществ:

  • поступление веществ в организм;
  • изменение веществ в ходе ассимиляции и диссимиляции;
  • выведение конечных продуктов обмена.


Водно-минеральный обмен в организме.

Суточная потребность организма в воде в среднем составляет 2-2,5 л. Вода поступает в организм при питье (около 1 л), с пищей (около 1 л), небольшое количество (300— 350 мл) ее образуется в результате окисления органических веществ. Вода всасывается в кишечнике (тонком и толстом), ротовой полости и желудке. Из организма вода выводится с мочой (1,2-1,5 л), с потом (500-700 мл), выдыхаемым воздухом (350-800 мл), калом (100-150 мл).

Минеральные соли в организме могут быть в твердом состоянии в виде кристаллов — Са3(Р04)2 и СаСО3 в костной ткани; в диссоциированном состоянии в виде катионов и анионов. Анионы создают фосфатную буферную систему, поддерживающую внутри клеток слабокислую среду (pH 6,9), и бикарбонатную буферную систему, поддерживающую слабощелочную реакцию внеклеточной среды (pH 7,4). Общее количество минеральных солей около 4,5%. Потребности организма в них удовлетворяются продуктами питания. Железа много в яблоках, йода — в морской капусте, кальция — в молочных продуктах. Человеку необходимо постоянное поступление натрия и хлора (до 10 г поваренной соли в сутки). Всасывание солей происходит вместе с водой в толстом кишечнике. Попавшие в кровь минеральные соли доставляются клеткам. Излишки минеральных солей выводятся с мочой, потом и калом.

Обмен белков.

Суточная потребность организма в белках составляет 72-92 г. Источником белков являются преимущественно продукты животного происхождения. По содержанию аминокислоты белки делятся на полноценные (белки молока, мяса, рыбы и др.) и неполноценные, которые не содержат ни одной из незаменимых аминокислот. Особенно важны десять незаменимых аминокислот, не синтезируемых в организме (лизин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, фенилаланин, триптофан, метионин, аргинин, гистидин).

Протеолитические ферменты расщепляют белки до полипептидов и аминокислот. Аминокислоты всасываются в кровеносные капилляры ворсинок тонкого кишечника и разносятся кровью по организму. В клетках из них образуются белки, свойственные организму. При избытке белки преобразуются в углеводы и жиры. Часть аминокислот, не использованных в синтезе белка, окисляется с освобождением энергии (17,6 кДж на 1 г вещества) и образованием воды, диоксида углерода, аммиака и др. Аммиак в печени превращается в мочевину. Продукты диссимиляции белков выводятся с мочой, потом и частично с выдыхаемым воздухом.

Обмен жиров.

Суточная потребность организма в жирах составляет 81-110 г. Животные жиры поступают в организм в виде сливочного масла, сыра, сметаны, свиного сала; растительные — в виде растительного масла. Липолитические ферменты расщепляют жиры до глицерола и жирных кислот. Жиры всасываются в лимфу, затем поступают в кровь и разносятся по всем клеткам. Часть жира, попавшего в клетки, является строительным материалом. Большая же его часть откладывается в подкожной клетчатке. При окислении 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии. Жиры могут синтезироваться из углеводов и белков. Конечные продукты окисления жиров — диоксид углерода и вода, удаляются с выдыхаемым воздухом, мочой, потом.

Обмен углеводов.

В сутки человек должен получать 358—484 г углеводов. Основной их источник — продукты растительного происхождения (картофель, хлеб). Углеводы в организме могут образовываться из белков и жиров. Амилолитические ферменты расщепляют углеводы до дисахаридов и моносахаридов. Моносахариды всасываются в кровеносные капилляры ворсинок кишечника и разносятся кровью по организму. Избыток глюкозы превращается в печени в гликоген. При чрезмерном поступлении углеводов они превращаются в жиры. В клетках глюкоза окисляется до диоксида углерода и воды, которые удаляются с выдыхаемым воздухом, мочой, потом, при этом выделяется энергия (17,6 кДж на 1 г глюкозы).


Это конспект по биологии в 8 классе по теме «Обмен веществ». Выберите дальнейшие действия:

uchitel.pro

Параграф 36. Обмен веществ и энергии — основное свойство

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История

resheba.me

Конспект урока "Обмен веществ -главный признак жизни"

Скобелина Лидия Кирилловна

МАОУ СОШ№7 г.Тобольск

Тема: «Обмен веществ - главный признак жизни»

Целевая аудитория: 6-й класс по программе В.В.Пасечника «Биология. Линия жизни».

Цели урока: В ходе самостоятельной работы с текстом учебника, с помощью инструктивных листов, опорных рисунков, консультаций учителя и ранее приобретённых знаний изучить особенности обмена веществ у растений и животных, доказать, что обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов.

Задачи:

УУД

Регулятивные

и уровня усвоения.

Познавательные

рассказа.

Коммуникативные

распределять работу),

деятельности

Методы обучения: групповой, эвристический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Обмен веществ –главный признак жизни», «Рабочая тетрадь. Биология: 6 класс». Электронное приложение к учебнику

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Проверка готовности класса к уроку.

II. Изучение нового материала

  1. Вводная актуализирующая беседа об обмене веществ как основном свойстве живых организмов.

  2. 1. Организационный момент. 

Учитель:

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно - жизнь.

Вопрос классу: - Ребята, давайте вспомним признаки живых организмов.

Учитель:

Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.

Вопрос классу - Как называется совокупность этих процессов? (обмен веществ).

Выберите из списка признаков - главный признак. ((Приложение, Слайд2)

Признаки:

Дыхание

Питание

Размножение

Обмен веществ

Задание: Определите тему урока.

Поставьте цели(Приложение, слайд 3)

Учитель: А познакомиться с тем, что вы узнаете и чему вы научитесь. Предлагаю открыть учебники на странице 87, глава3

Рубрика «Вы узнаете» – познавательные УУД,

Рубрика «Вы научитесь» - предметные УУД

III. Работа в группах.

  1. Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» 

Дети работают с параграфом учебника "Обмен веществ – главный признак жизни»

Задание 1 группе. Внимательно прочитайте текст параграфа. Составьте логическую цепочку. Готовая цепочка должна последовательно показать причины, процессы и результат обмена веществ (получают раздаточные листы со схемой).

Задание 2 группе. Внимательно прочитайте текст параграфа. Составьте логическую цепочку, заполнив блоки соответствующими графическими символами (получают раздаточные листы со схемой и изображениями).

Задание 3 группе. Внимательно прочитайте текст параграфа. Решите тест с выбором одного ответа.

2. Организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

По окончании работы группы отчитываются, выполняя задания в электронном приложении «Биология 5-6 Пасечник В.В. Линия жизни»

IV. Закрепление нового материала. Организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»

Дискуссия по вопросам учебника - обсуждение сущности обмена веществ на примере обмена веществ у растений и животных. (Приложение, слайд 4-8)

Вопросы репродуктивного характера – перед началом параграфа

Вопросы творческих знаний – в конце параграфа, под знаком ⃝
Вопросы познавательного характера, под знаком !

Вывод: Определение «обмена веществ» и его значение (Приложение, слайд 9), записать определение в рабочей тетради упражнение №1

V. Подведение итогов урока

Рефлексия:

– Узнали ли вы, что-то новое на уроке?
– Какие знания вы  применили на уроке для понимания новой темы?
– Что произвело на вас наибольшее впечатление?
– Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?

VI. Домашнее задание.

Рубрика «Моя лаборатория» «Информационный блок» прочитать, «Деятельностный блок» – проведите наблюдение, сделайте выводы.

infourok.ru

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История

resheba.me

Пластический и энергетический обмен

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География

resheba.me

Подведем итоги. Обмен веществ – основа жизни

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История

resheba.me


Смотрите также

Календарь мероприятий

Уважаемые родители и ребята, ждем вас на занятия со 2го сентября по расписанию. Расписание занятий Понедельник Среда Пятница Дети с 8-13 лет 16.50 - 18.15 16.50 - 18.15 16.50 -...
Итоги турнира: 1е место - Кравченков Сергей (Алтай), 2е место - Спешков Станислав(СПБ), 3е место - Набугорнов Николай (Алтай). Победители были награждены...

Новости

Поздравляем наших участников соревнования по кикбоксингу "Открытый кубок ГБОУ ДОД ДЮСШ Выборжанин"! Юрий Кривец и Давид Горнасталев - 1 место,...