Название асан в йоге с изображениями


Как выучить названия асан — Yarkoyoga

Названия асан на санскрите для многих звучат слишком мудрёно и запутанно. Понять, что означает «Паривриттаикапада Ширшасана», или «Ардтха Баддха Падмоттанасана», начинающему йогу иногда кажется невыполнимой задачей. Я на своих занятиях стараюсь не усложнять жизнь практикующим, называя упражнения русскими названиями. Однако, если у вас есть желание разобраться в том, как выучить названия асан, я дам небольшую подсказку. По сути, в названиях асан просто указаны части тела и действие, которое необходимо совершить, либо, название животного, или героя индийского эпоса, в честь которого названа асана, иногда с добавлением действия. Например, всем известная «Собака Мордой Вверх» звучит на санскрите, как, «Урдхва Мукха Шванасана». Дословный перевод выглядит так — Урдхва — поднятый, направленный вверх, Мукха — лицо, Швана — собака, Асана — поза.

Поэтом, вместо того, чтобы заучивать названия асан, проще выучить пару десятков слов на санскрите, которые используются в названиях большинства йогических поз, после чего возникнет понимание того, что означают их полные санскритские названия. Для простого поиска одновременно нажмите Ctrl и F на вашей клавиатуре, справа вверху появится окошко, в которое вы можете ввести интересующее вас слово.

Итак, для обозначения поз йоги используют:

Названия частей тела;

Ангуштха — большой палец

Бхуджа — рука, плечо

Ганда — щека, боковая часть лица

Джатхара — желудок

Карна — ухо

Мукха — лицо

Паршва — бок

Пада — стопа

Хаста — рука, кисть

 

Действия с телом;

Баддха – связанный, схваченный

Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся

Нирламба – без опоры

Пида – давление

Прасарита – расширенный

Саламба – с опорой

Стхити – стояние спокойно, неподвижность

Уттана – интенсивное вытяжение, пример — Уттанасана

Уттхита – вытянутый

Утката – сильный

 

Названия животных;

Бхуджанга – кобра, змея

Бака – журавль

Бхека, мандука – лягушка

Ватаяна – лошадь

Вришчика – скорпион

Гаруда – орёл

Го – корова

Капинджала – разновидность куропатки

Кака – ворон

Капота – голубь

Курма – черепаха

Кукута – петух

Краунча – цапля

Макара, накра – крокодил

Марджари – кот, кошка

Матсиа – рыба

Маюра – павлин

Пинча – хвост, перо

Симха – лев

Титибха – светлячок

Уштра – верблюд

Хамса – лебедь

Чакора – сказочная птица питающаяся солнечными лучами

Шашанка – заяц

Шалабха – саранча

Швана – собака, пример — Адхо Мукха Шванасана, Урдхва Мукха Шванасана

 

Растения;

Врикша – дерево

Канда – корнеплод, узел

Падма – лотос

 

Предметы;

Ваджра – молния

Данда – посох, палка

Дханур – боевой лук, пример Дханурасана

Мала – бусина, гирлянда из бусин, четки

Нава – лодка

Паша – петля

Парвата – гора

Паригха – перекладина, засов

Парианка – кровать, кушетка, софа

Сету – мост

Тада – скала

Тола – весы

Хала – плуг

Чандра – луна, пример Ардха Чандрасана.

Чакра – колесо

 

Положение тела, или его частей, в пространстве;

Адхо – вниз

Ардха – половина

Випарита – обратный, перевернутый

Кона – угол

Мандала – окружность

Паривритта – повёрнутый

Парипурна – завершенная

Пашчима – запад (задняя поверхность тела в Пашчимоттанасане)

Пурва – восток

Пурна – полная

Сама – ровный, прямой

Сарва – всё

Супта – лёжа

Упавиштха – сидящий

Урдхва – вверх

 

Числа, от одного, до десяти, на санскрите;

Эка — один

Дви — два

Три — три

Чатур — четыре

Панча — пять

Шат — шесть

Сапта — семь

Ашта — восемь

Нава — девять

Даша — десять

 

Имена мудрецов и героев индийского эпоса;

Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша

Аштавакра

Вамадева

Бхарадваджа

Васиштха, пример — Васиштхасана

Вишвамитра

Вирабхадра

Галава

Горакша

Дурваса

Каундинья, пример Эка Пада Каудиниасана

Кашьяпа

Кала Бхайрава — одно из имён Шивы

Маричи

Матсиендра

Ручика

Сканда

Хануман — легендарная обезьяна, преданный Кришны

Ната – танец, танцор

 

Названия человеческих состояний;

Бхайрава – страшный, грозный

Буддха – просвятленный

Вира – герой

Гарбха – чрево

Маха – великий

Нидра – сон

Пинда – эмбрион

Раджа – владыка, король

Сиддха – совершенный

Сукха – простой, лекгий, приятный

Шава, мрита – труп, мертвец

 

В названиях пранаямы используются следующие термины;

Пурака – вдох (наполнение)
Речака – выдох (опустошение)
Кумбхака – задержка (горшок)
Мудра – печать, знак
Бандха – оковы, замок
Мула – корень
Джала – сеть
Дхара – верхнее напряжение
Уддияна – взлет
Наули – волна
Нади – энергетические каналы
Пингала – правый канал
Ида – левый канал
Сушумна — центральный канал
Шодхана – очищать, чистить
Сурья – солнце
Чандра – луна
Бхедана – проникать, пронизывать
Ситали – прохладный
Ситкари – охлаждающая
Бхрамари – черная пчела
Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть)
Анулома – по направлению
Бхастрика – кузнечные меха
Капала – череп
Бхати – сияние, сияющий
Уд – вверх
Джайя – победа
Сутра – нить
Джала – вода
Нети – очищение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

yarkoyoga.com

Анантасана - Энциклопедия асан - Энциклопедия йоги

Ананта — это имя Вишну и одновременно змея Шеши, который служит местом отдохновения Бога . В индийских мифах Вишну спит в первобытном океане на своем ложе — тысячеглавном змее Шеши. Пока он спал, из его пупка вырос лотос. В этом лотосе родился Брахма, сотворивший мир. После сотворения мира Вишну проснулся и воцарился на высочайшем из небес, в Вайкунтхе. Изображение этой позы есть в храме, посвященном Богу Ананте Падманабхе (падма — лотос, набха — пупок), который находится в Тривандруме, Индия.

Техника
1. Лягте на спину (фото 219). На выдохе повернитесь на левый бок.
2. Поднимите голову и вытяните левую руку вдоль пола, продолжив ею линию тела. Согните руку в локте, поднимите предплечье и прижмите голову к левой ладони, расположив ладонь прямо над левым ухом. Оставайтесь в этом положении в течение нескольких секунд. Дышите в нормальном ритме или глубоко.

3. Согните правую ногу в колене, захватите большой палец правой ноги, зажав его между большим, указательным и средним пальцами.
4. С выдохом вытяните правую руку и правую ногу вертикально. Оставайтесь в этом положении 15–20 секунд. Дышите в нормальном ритме.

5. С выдохом согните правую ногу в колене и вернитесь в положение, описанное в п. 2.
6. Опустите голову и перекатитесь на спину.
7. Повторите позу вправо, выдержав ее то же количество времени. Затем расслабьтесь.

Эффект
Асана разрабатывает мышцы задней поверхности бедра. Она благотворно воздействует на область таза, облегчает боли в спине и предупреждает образование грыж.

www.yoga.ru

Адхо Мукха Шванасана - Энциклопедия асан - Энциклопедия йоги

Адхо мукха означает «лицом вниз», а швана — «собака». Поза напоминает собаку, которая потягивается, опуская голову и передние лапы вниз, а таз и задние лапы поднимает вверх — отсюда и название.

Техника
1. Лягте на живот и разведите стопы на ширину 30 см.
2. Поместите ладони на пол по обеим сторонам от грудной клетки. Выпрямите пальцы рук и направьте их в сторону головы.

 

3. С выдохом оторвите корпус от пола. Выпрямите руки в локтях, потянитесь головой к стопам и опустите макушку на пол. Вытяните позвоночник.
4. Подтягивайте коленные чашечки и прижимайте пятки к полу. Пятки и подошвы должны плотно соприкасаться с полом, а сами стопы — быть параллельны друг другу; пальцы направлены строго вперед.
5. Оставайтесь в позе в течение минуты. Дышите глубоко. На выдохе оторвите голову от пола, продвиньте корпус вперед и мягко опуститесь на пол. Расслабьтесь.

Эффект
Длительное пребывание в этой асане избавляет от усталости и возвращает утраченную энергию. Она хорошо подходит бегунам, которые устают после утомительных забегов. Кроме того, поза дает ногам легкость и быстроту. Адхо Мукха Шванасана облегчает боли в пятках и избавляет от пяточных шпор. Она укрепляет лодыжки и придает ногам стройность. Регулярная практика этой асаны смягчает область лопаток, а также помогает при артрите плечевого сустава. Абдоминальные мышцы направляются к позвоночнику и укрепляются. Поскольку диафрагма поднимается к полости грудной клетки, сердечный ритм замедляется. Это бодрящая
поза.
Если вы боитесь выполнять Ширшасану, можно заменить ее Адхо Мукха Шванасаной. Корпус в этой позе полностью вытягивается, благодаря чему улучшается циркуляция крови без напряжения сердечной мышцы. Асана омолаживает клетки головного мозга и устраняет усталость .
Адхо Мукха Шванасана не противопоказана гипертоникам.

www.yoga.ru

Арифметика йоги. Сколько существует асан?

Нет точного понимания, когда именно зародилась йога, но большинство ученых относят её возникновение к ведическим временам (около 1700—1100 гг. до н. э). Такое мнение основано на упоминании йоги в «Ригведе», где она ассоциировалась с жертвенным культом, и представляла собой чтение мантр и пение гимнов. Об асанах в те времена речи не было.

Также есть версия, что йога существовала и в доведический период, но знания тогда передавались из уст в уста, поэтому никаких письменных источников не сохранилось.

Что касается современной йоги, то её истоки принято относить к трактату «Йога Сутры» Патанджали (5 век до н.э.), в котором впервые были изложены основные принципы йоги в письменном виде. Однако, придя на занятие йогой сегодня, вы увидите множество замысловатых поз, в самых разных положениях тела: стоя, лёжа, сидя, вверх ногами и т.д. А в вышеуказанном тексте об асане говорится только, что это «неподвижная и удобная поза». Таким образом, в «Йога Сутрах» не называется ни одна конкретная асана.

Есть ещё одна теория, согласно которой, практика Хатха-йоги является ответвлением традиции натхов («шиваизм Горакшанатха»), корни которой также уходят в глубокую древность (2500—1500 г. до н. э.). В Индии традиция натхов окончательно сформировалась с 7 по 12 века н. э., её основателем считается мудрец Горакшанатх. Некоторые тексты натхов, такие как «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака» признаны классическими, на них ориентируются йогины во всем мире. В этих текстах уже можно встретить небольшое количество асан, но оно всё равно на порядок меньше, чем практикуется сегодня.

Шива

Так в «Горакша Самхите» («Горакша Паддхати»), одном из самых ранних текстов данной традиции, написано: «Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8,4млн. поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84».

То есть, существуют 8,4млн. живых существ (заметьте, что эта цифра мало чем отличается от подсчётов современных учёных, по оценкам которых на Земле обитают 8,7млн. видов живых организмов), но описано в тексте всего 2 асаны — сиддхасана и падмасана.

В «Шива Самхите» (авторитетный и высоко почитаемый текст, целиком посвящённый йогической практике) приводится всего 6 поз: сиддхасана, падмасана, свастикасан, уграсана, ваджрасана, гомукхасана.

В «Хатха-йога Прадипике» описано 16 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра, уткатасана

Другой текст – «Гхеранда Самхита»(17век) — повторяет утверждение из «Горакша Самхиты»: «Из сотен тысяч асан, 84 объяснены Шивой», и до-полняет его небольшим уточнением — «32 из них можно использовать людям в этом мире» (сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга, йогасана, сукхасана).

Есть ещё несколько текстов по йоге, в которых есть упоминания об асанах.

«Тирумандирам» Тирумулара (12век) — классический текст Йоги и Тантры освещает 8 асан: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана В «Хатхаратнавали» Шринивасы (17 век) – 36 асан: сиддха, бхадра, ваджра, симха, шилпасимхасана, бандхакара, сампутита, шуддха (4 варианта падмы), данда, паршва, сахаджа, бандха, пинда, маюра, экападамаюра, (6 вариантов маюрасаны), бхайрава, камадахана, панипатра, кармука, свастика, го-мукха, вира, мандука, маркатасана, матсиендра, паршва матсиендра, паршва матсиендра, бандха матсиендра, нираламбанасана, чандра, кантхва, екападака, пханиндра пасчиматана, шайита пасчиматана, вичитракарани, йога мудра, видхунана, падапиндана, хамса, набхитала, акаша, утпадатала, набхиласитападака, врисчика, чакра, утпхалака, уттана-курма, курма, баддха курма, кабандха, горакша, анпгустха, мустика, брахмапрасадита, панчачули, куккута, экападака куккута, акарита, бандха чули, паршва куккута, ардханаришвара, бакасана, чандраканта, судхасара, вьягхра, раджа, индрани, шарабха, ратна, читрапитха, баддхапакшисвара, вичитра, налина, канта, судхапакши, сумандака, чауранджи, краунча, дридха, кхага, брахмасана, нагапитха, шавасана.

Но, уже со второй половины 18 века количество асан начинает увеличиваться, и в тексте «Джогапрадипика» Джаятарамы (18 век) уже описывается 84 асаны.

Так скандинавский историк йоги Гудрун Бюнеманн исследовал все существующие на сегодняшний день доступные источники по йоге, и сделал вывод, что практика асан развивалась столетиями. Все асаны, которые ему удалось отыскать в тех или иных текстах, учёный объединил в своей работе — «84 асаны йоги».

В трактате «Шри Таттва Нидхи» (19-й век) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине (т.е. данный текст послужил прародителем современных «пропсов»).

Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.

Сам Кришнамачарья в обосновании своего стиля йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши — древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи».

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются.

Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины 20 века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями.

В Йога Дипике Айенгара можно найти описания 200 поз.

А в 1975 году Шри Дхарма Миттра «перерыл» все трактаты, обратился за помощью ко всем известным йогам Индии, и в итоге у него получилось 908 асан (вместе с вариациями – 1300).

Но откуда же взялось целых 1300 асан?

Здесь может быть несколько источников.

Некоторые положения тела на протяжении тысячелетий практиковались в Индии в качестве тапаса — формы крайнего аскетизма или самодисциплины, которая, согласно древним представлениям, порождала огромную силу и сверхъестественные возможности. Вплоть до 18 века натхи-саньясины также практиковали аскезу и сложные асаны. Считалось, что йогин, практикующий тапас, мог стать могущественнее богов.

Возможно, поэтому некоторые асаны йоги носят имена великих мудрецов древности, которые практиковали тапас: васиштхасана, маричиасана, вишвамитрасана и др.

Ещё один вариант — откуда появились разнообразные асаны — они могли «прийти» из традиций воинского искусства.

«Мы мало знаем о развитии традиции асаны с течением времени, — пишет Бюнеманн, — тексты натхов учат относительно немногим позам, но в кругах практикующих, которые хотели получить пользу от асан для физического тела, их количество постепенно увеличилось. Позы были отделены от общей системы йоги и объединены с физическими упражнениями. В современной Индии асаны также включены в системы подготовки спортсменов, в частности борцов (малла)».

Поза лучника

Известно, что в средние века натхи были очень влиятельны. В своем исследовании «Тело йоги» Марк Синглтон отмечает, что натха-йогины времен империи Великого Могола и ранней Британской Индии были, возможно, первой крупной религиозной группировкой, основанной на идее военной организации. Это были священные воины, аскеты-боевики. Слава о «мистической броне» натхов, их физической неуязвимости приравнивала их к бессмертным богам.

Вот почему часть асан могла прийти из воинской подготовки (к слову сказать, боевому искусству посвящена одна из шести Упавед – Дханурведа). Возможно, именно из традиций малла пришли в йогу такие асаны как «лук», «всадник», «герой» и др.

Другой возможный источник асан – это богатейшая индуистская иконография. Существуют многочисленные изображения высших существ, например, 84 махасиддхов и 64 йогини. Махасиддхи почти все изображаются сидящими в медитативных позах, а йогини, наоборот, — стоя.

Также, 108 изображений Шивы, исполняющего Танец творения и разрушения – Тандава, где движения божества напоминают современные асаны. Например, lalaadathilagam – Шива стоит с поднятой вверх ногой; sakramandalam — похожа на маласану, athikrantham — мост, sagadasyam — дханурасана и др.

Впрочем, и классический индийский танец, основы которого изложены в трактате «Натьяшастра» Бхараты Муни, вполне мог стать прародителем некоторых асан. Например, натараджасана, капотасана, врикшасана, часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.

Все это говорит о том, что ничто не постоянно: меняется жизнь, меняется человек, меняется мир вокруг, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь к потребностям современного человека.

Есть более древние асаны, которые упоминаются в писаниях, а есть и более современные, введенные в практику мудрецами. Некоторые асаны имеют названия животных, предметов, а другие названы в честь создавших эти позы йогов. Также существуют асаны, названные по сходству (например, Триконасана).

Как говорил один из исследователей йоги Норман Сьоман: «Традиция йоги — это живая традиция. Она жива до той поры, пока пускает новые побеги».

Но важно помнить, что, сколько бы асан ни существовало, и откуда бы они ни появились, это — всего лишь позы, которые являются частью целостной системы саморазвития. А истинная йога подразумевает, в первую очередь, работу с сознанием.

Помните об этом.

Ом!

Список литературы:

  1. Марк Синглтон. «Тело йоги»
  2. Гудрун Бюнеманн. «84 асаны йоги»
  3. Норман Сьоман. «Йогическая традиция майсорского дворца»
  4. Георг Ферштайн. «Энциклопедия йоги»
  5. «Хатха-йога Прадипика»
  6. Айенгар Б. К. С. «Йога Дипика. Прояснение йоги»
  7. Йога Сутры Патанджали
  8. Гхеранда Самхита

www.oum.ru

Экстремально сложные асаны в йоге (Более !!! 105 !!! фото)

Данная подборка сложных асан еще раз напоминает о безграничности возможностей тела занимающегося годами йога. Под каждым фото, где изображены позы не будет описания их выполнения. Просто наслаждайтесь и удивляйтесь, насколько "гибкой" и "изощренной" может быть экстремальная йога.

Может, после просмотра данных нелегко-выполнимых поз, они выступят для вас, как мотивирующий фактор. И, на следующий день, вы плотно займетесь йогой! Следует также напомнить о соблюдении максимальной осторожности, если вам захочется опробовать одну из представленных "композиций" дома. Профилактикой любых возможных травм станет посещения занятий йоги. Также, - регулярный поход в зал, либо же – ежедневная гимнастика.

Сложные асаны, выполняемые на голове:



 

Асаны "стоя на руках":

 

 

 

Позы "стоя на ногах":

         

Сложные асаны на растяжку:

"Сидячие" асаны:

       

 

 

"Групповые" выполнения:

 

 

Все эти сложные асаны достаточно требовательны в исполнении. Лишь небольшой круг йогов способен достичь трехкратного успеха в их выполнении: большой промежуток времени, ровное ритмичное дыхание, соблюдение концентрации.

 

 

 

www.yogamir.ru

Тадасана (второе название - Самастхити) - Энциклопедия асан - Энциклопедия йоги

Тада означает «гора». Значение слова «сама» — «прямой», «выпрямленный», «неподвижный». Стхити означает «стоять спокойно», «устойчивость». Таким образом, Тадасана — это поза, в которой мы стоим твердо и прямо, подобно горе. Это основная поза стоя.

Техника
1. Встаньте прямо и соедините стопы: пятки и большие пальцы ног касаются друг друга. Расположите головки плюсневых костей на полу и вытяните пальцы ног вдоль коврика.
2. Подтяните коленные чашечки вверх. Напрягите мышцы бедер, мышцы задней поверхности бедер подтяните вверх.
3. Втяните живот, направьте грудную клетку вперед, выпрямите позвоночник и удлините шею.
4. Следите, чтобы вес тела не приходился ни на пятки, ни на пальцы ног, а был равномерно распределен по всей стопе.
5. В Тадасане руки должны быть вытянуты вверх над головой, но это в идеале. Удобнее вытягивать их вдоль боков. Каждую из последующих поз стоя можно начинать, стоя в Тадасане и вытягивая руки вдоль боков.

Эффект
Как правило, мы не придаем значения тому, как стоим. Кто-то привык переносить вес на одну ногу, у кого-то ноги по привычке разворачивается в сторону, а не вперед, как было бы правильно. У кого-то вес приходится исключительно на пятки или же падает на внешнюю или внутреннюю сторону стопы. Это можно обнаружить по подошве обуви: где она больше сношена, на то место и приходится большая часть веса. Из-за неправильной манеры стоять и неумения равномерно распределять вес тела на стопах мы страдаем от разного рода деформаций, которые пагубно воздей ствуют на эластичность позвоночника. Даже если вы стоите, расставив стопы, желательно стоять так, чтобы пятки и пальцы были параллельны медиальному плану, а не располагались под углом. Такая поза активизирует бедра, а также способствует тому, что живот втягивается, а грудная клетка направляется вперед. В результате в теле появляется легкость, а ум становится живым и сообразительным. Если в положении стоя вес тела приходится только на пятки, сила притяжения меняется; бедра и таз становятся вялыми, живот выпячивается вперед, все тело как бы падает назад, и мы чувствуем напряжение в позвоночнике. В результате нас одолевает усталость и скука. Именно поэтому так важно овладеть искусством правильно стоять.

www.yoga.ru

Уттхита Триконасана - Энциклопедия асан - Энциклопедия йоги

Значение слова «уттхита » — «вытянутый», «удлиненный». Трикона (три — три, кона — угол) означает «треугольник». Итак, это поза вытянутого треугольника.

Техника
1. Встаньте в Тадасану.
2. Сделайте глубокий вдох, прыжком расставьте стопы на расстояние 90–105 см. Вытяните руки в стороны, выровняв их на одной линии с плечами. Ладони развернуты  вниз. Удерживайте руки параллельно полу.
3. Разверните правую стопу вправо на 90°. Заверните левую стопу слегка вправо. Следите за тем, чтобы внутренняя поверхность левой ноги была вытянута, а левое колено подтянуто.
4. На выдохе наклоните корпус вправо, приблизив правую ладонь к правой лодыжке. По возможности прижмите правую руку к полу.


5. Вытяните левую руку вверх (как показано на фотографиях), приведя ее на одну линию с правым плечом. Вытяните корпус. Задняя поверхность ног, таз и задняя  поверхность грудной клетки должны находиться на одной линии. Направьте взгляд на большой палец левой руки. Следите, чтобы правое колено было втянутым. Для этого подтягивайте вверх коленную чашечку и выравнивайте колено так, чтобы оно смотрело в сторону пальцев правой ноги.
6. Оставайтесь в этом положении от 30 секунд до 1 минуты. Дышите равномерно и глубоко. Оторвите правую ладонь от пола и на вдохе вернитесь в положение, описанное в п. 2.
7. Разверните левую стопу влево на 90°, а правую слегка заверните внутрь. Подтяните колени и следуйте инструкциям, данным в пп. 2–6, читая «правое» как «левое», и наоборот. Оставайтесь в асане столько же, сколько вы находились в ней, выполняя ее вправо. С вдохом вернитесь в положение, описанное в п. 2.
8. На выдохе прыжком вернитесь в Тадасану.

Эффект
Эта асана тонизирует мышцы ног, освобождает от жесткости в ногах и тазобедренных суставах. Кроме того, она исправляет незначительные деформации ног и дает возможность мышцам развиваться равномерно. Триконасана облегчает боли в спине , избавляет от перенапряжения в шее, укрепляет лодыжки и раскрывает грудную клетку.

www.yoga.ru

Изучаем асаны на санскрите - Йога и здоровье - В мире йоги

Написание на санскрите письменностью деванагари: अधोमुखश्वानासन
Написание на санскрите транслитерацией: adhomukhaśvānāsana

Составные части:
अधो (adho) – низ, вниз;
Особенности правильного произношения: «dh» не состоит из отдельных звуков «d»+ «h», а является одним звуком, который отличается от обычного «d» тем, что во время его произношения сильно увеличивается интенсивность выдоха(придыхательный согласный).
Гласный «а» произносится кратко, а «о» – долго, т.е. в два раза длиннее.
मुख (mukha) – лицо, рот;
Особенности правильного произношения: «kh» не состоит из отдельных звуков «k»+ «h», а является одним звуком, который отличается от обычного «k» тем, что во время его произношения сильно увеличивается интенсивность выдоха(придыхательный согласный).
श्वान (śvāna) – собака.
Особенности произношения: звук «ś» отсутствует в русском языке. Это не «ш», не «щ», а мягкий «ш», который произносится глубже обычного в ротовой полости.
Первый гласный «ā» произносится в два раза длиннее второго, краткого «а».


Уттхита Триконасана

Поза треугольника стоя

Написание на санскрите письменностью деванагари: उत्थितत्रिकोणासन
Написание на санскрите транслитерацией: utthitatrikoṇāsana

Составные части:
उत्थित (utthita) – поднятый, вставший;
Особенности правильного произношения: «th» не состоит из отдельных звуков «t»+ «h», а является одним звуком, который отличается от обычного «t» тем, что во время его произношения сильно увеличивается интенсивность выдоха(придыхательный согласный).
त्रिकोण (trikoṇa) – треугольник.
Особенности правильного произношения: согласный «ṇ» является церебральным, т.е. звучит не как русский «н», а с загибом кончика языка назад и постановкой его на альвеолы, он больше похож на английский «n».
Гласные «i» и «a» произносятся кратко, а «о» – долго, т.е. в два раза длиннее.


Утхитта Паршваконасана

Угловая поза с поднятой стороной

Написание на санскрите письменностью деванагари: उत्थितपार्श्वकोणासन
Написание на санскрите транслитерацией: utthitapārśvakoṇāsana

Составные части:
उत्थित (utthita) – поднятый, вставший;
Особенности правильного произношения: «th» не состоит из отдельных звуков «t»+ «h», а является одним звуком, который отличается от обычного «t» тем, что во время его произношения сильно увеличивается интенсивность выдоха(придыхательный согласный).
पार्श्व (pārśva) – бок, сторона.
Особенности произношения: звук «ś» отсутствует в русском языке. Это не «ш», не «щ», а мягкий «ш», который произносится глубже обычного в ротовой полости.
Первый гласный «ā» произносится в два раза длиннее второго, краткого «а».
कोण (koṇa) – треугольник.
Особенности правильного произношения: согласный «ṇ» является церебральным, т.е. звучит не как русский «н», а с загибом кончика языка назад и постановкой его на альвеолы, он больше похож на английский «n».
Гласный «a» произносится кратко, а «о» – долго, т.е. в два раза длиннее.


Паршвоттанасана

Поза Интенсивного Бокового Вытяжения

Написание на санскрите письменностью деванагари: पार्श्वोत्तानासन
Написание на санскрите транслитерацией: pārśvottānāsana

Составные части:
पार्श्व (pārśva) – бок, сторона.
Особенности произношения: звук «ś» отсутствует в русском языке. Это не «ш», не «щ», а мягкий «ш», который произносится глубже обычного в ротовой полости.
Первый гласный «ā» произносится в два раза длиннее второго, краткого «а».
उत्तान (uttāna) – интенсивное растяжение.
Особенности произношения: Первый гласный «ā» произносится в два раза длиннее второго, краткого «а».


Урдва Мукха Шванасана

Поза собаки мордой вверх


Написание на санскрите письменностью деванагари: ऊर्ध्वमुखश्वानासन
Написание на санскрите транслитерацией: ūrdhvamukhaśvānāsana

Составные части:
ऊर्ध्व (ūrdhva) – верх, вверх;
Особенности правильного произношения: «dh» не состоит из отдельных звуков «d»+ «h», а является одним звуком, который отличается от обычного «d» тем, что во время его произношения сильно увеличивается интенсивность выдоха(придыхательный согласный).
Гласный «а» произносится кратко, а «ū» – долго, т.е. в два раза длиннее.
मुख (mukha) – лицо, рот;
Особенности правильного произношения: «kh» не состоит из отдельных звуков «k»+ «h», а является одним звуком, который отличается от обычного «k» тем, что во время его произношения сильно увеличивается интенсивность выдоха(придыхательный согласный).
श्वान (śvāna) – собака.
Особенности произношения: звук «ś» отсутствует в русском языке. Это не «ш», не «щ», а мягкий «ш», который произносится глубже обычного в ротовой полости.
Первый гласный «ā» произносится в два раза длиннее второго, краткого «а».


Уттанасана

Поза интенсивного растяжения

Написание на санскрите письменностью деванагари: उत्तानासन
Написание на санскрите транслитерацией: uttānāsana

Составные части:
उत्तान (uttāna) – интенсивное растяжение.
Особенности произношения: Первый гласный «ā» произносится в два раза длиннее второго, краткого «а».


Уттхита Хаста Падасана

Поза на ногах с поднятыми руками (поза с вытянутыми руками и ногами)

Написание на санскрите письменностью деванагари: उत्थितहस्तपादासन
Написание на санскрите транслитерацией: utthitahastapādāsana

Составные части:
उत्थित (utthita) – поднятый, вставший;
Особенности правильного произношения: «th» не состоит из отдельных звуков «t»+ «h», а является одним звуком, который отличается от обычного «t» тем, что во время его произношения сильно увеличивается интенсивность выдоха(придыхательный согласный).
हस्त (hasta) – рука;
Особенности правильного произношения: звук «h» в санскрите является звонким, т.е. он похож на украинское и белорусское «h», а не на обычное «х».
पाद (pāda) – стопа.
Особенности произношения: Первый гласный «ā» произносится в два раза длиннее второго, краткого «а».

www.yoga.ru

Акарна Дханурасана - Энциклопедия асан - Энциклопедия йоги

Карна — это «ухо», а приставка «а» означает «по направлению», «рядом».
Дхану — «лук». В этой позе одна стопа притягивается рукой к голове и пяткой касается уха, что напоминает лучника, натягивающего лук. Большой палец другой ноги, которая вытягивается вдоль пола, захватывается другой рукой. Далее согнутая в колене нога выпрямляется. Таким образом, асана выполняется в два действия.

Техника
1. Сядьте в Дандасану.
2. Зажмите большие пальцы ног между большими, указательными и средними пальцами рук как в Пашчимоттанасане.
3. На выдохе согните левую руку в локте, а ногу — в колене и оторвите левую стопу от пола.

Сделайте вдох. На выдохе приведите левую стопу к себе, максимально приблизив пятку к левому уху. Одновременно отведите левую руку от плеча назад.

Не отпускайте большой палец правой ноги. Непрерывно вытягивайте правую ногу и следите за тем, чтобы ее задняя поверхность полностью прижималась к полу, а колено не сгибалось.

4. Оставайтесь в этом положении от 15 до 20 секунд. Дышите в нормальном ритме. Это первое действие.
5. На выдохе выпрямите левую ногу в колене и вытяните ее вертикально.

Сделайте вдох. С выдохом притягивайте ногу ближе к себе до тех пор, пока она не коснется левого уха. Не сгибайте ног в коленях и не отпускайте пальцы. Чтобы научиться балансировать в этом положении, потребуется время. Пребывайте в позе 10–15 секунд. Дышите в нормальном ритме.

6. На выдохе согните левую ногу в колене и притяните пятку к левому уху, как было описано в п. 3. Опустите левую ногу на пол и вытяните обе ноги вдоль пола.
7. Выполните позу другой ногой, меняя правую сторону на левую, и наоборот. Выполняйте ее равное количество времени в обе стороны. По окончании позы отпустите ноги и расслабьтесь.

Эффект
Асана придает гибкость ногам, а также сокращает абдоминальные мышцы, что усиливает перистальтику кишечника. Корректируются незначительные деформации тазобедренных суставов. Разрабатывается нижняя часть позвоночника. Поза полна изящества. Ее следует практиковать до тех пор, пока она не станет легкой и не будет напоминать искусного лучника, пускающего свои стрелы точно в цель.

www.yoga.ru

Асаны: цель или средство?

Помните: практики хатха-йоги, асаны и пранаямы предназначены в конечном счёте для развития качества человеческого сознания, а не просто качеств тела и ума.

Свами Сарасвати

Некий человек приходит на первое занятие йоги. Встаёт на коврик, тянется, гнётся, напрягается и расслабляется – он впервые выполняет непривычные гимнастические упражнения, называемые преподавателем «асанами». Практика заканчивается: в теле приятная усталость, в уме спокойствие и умиротворение. Некий человек уходит домой. Йога для него остаётся всего лишь интересной и притягательной вариацией фитнеса. Стойка на голове, поза лотоса, замысловатые балансы и гибкое тело – совершенствование асан становится для практика конечной целью. Ошибочно…

Так что же есть асаны хатха-йоги? Зачем необходимо физическое самосовершенствование? Как и почему тело необходимо познавать и укрощать? Попытаемся разобраться с этим понятием, чтобы практика всех начинающих йогов и йогинь стала чуть более глубокой и осознанной.

Согласно классическому подходу к йоге, известному как Восьмичастная йога Патанджали (II в до н.э.), асана есть устойчивая и удобная сидячая поза. Вместе с ямой, ниямой, пранаямой асана входит в так называемую внешнюю ветвь раджа-йоги. Раджа-йога, в свою очередь, направлена на контролирование ума посредством медитации, осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.

Триконасана

То есть после усвоения обетов ямы и ниямы асана помогает человеку подготовить тело и вместе с пранаямой сделать первый шаг к глубоким медитативным практикам, в которых он сможет постигать свой внутренний мир и продвигаться по ступеням саморазвития вплоть до самадхи. Поэтому в йога-сутрах Патанджали из многочисленных асан хатха-йоги внимание уделено лишь медитативным положениям, таким как падмасана и сиддхасана.

Древний текст «Хатха-йога прадипика», записанный в XV веке Свами Сватмарамой, представляет асану как первую часть хатха-йоги. В шлоке 17 записано, что «практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела». Асана рассматривается здесь как специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.

То есть во время занятий хатха-йогой происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт изменения потоков праны. Практика асаны представлена как наиболее важная часть в хатха-йоге, поскольку наращивание контроля над телом в конечном итоге позволяет приобрести контроль над умом.

Несмотря на подробное описание и детальное изучение асан, Сватварама в шлоке 67 напоминает, что «асаны и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги, пока не будет достигнут результат в раджа-йоге». Тем самым хатха-йога представляет собой динамичный и подготовительный базис для кульминационной раджа-йоги.

Изучая первоисточники, мы видим, что хатха-йога и совершенствование асан рассматриваются не как самоцель, не как оздоровительная практика, а как ступень самосовершенствования, которая предшествует длительному путешествию человека в свой внутренний мир и осмысленное восприятие реальности. Практика асан позволяет испытать три уровня саморазвития: внешний, который делает тело более сильным; внутренний, позволяющий уму быть устойчивым; и наконец, более глубинный, укрепляющий и преобразующий Дух человека.

Пасчимотанасана

Внешний уровень. Физический аспект асаны

Современный человек отделил тело от разума, а душу выбросил из повседневной жизни, забыв, что только единство этой троицы обеспечивает ему здоровье и возможность развиваться. Хатха-йога позволяет вернуть пристальное внимание к телу. Во время занятий человек понимает, что здоровье не купишь и не обретёшь, выпив таблетки; оно зарабатывается потом, трудом, уважением и дисциплиной. Здоровье через практику асан предстает в новом свете – не как готовый результат, а как постоянный и непрерывный процесс.

Интерес к асанам ради здоровья, поддержания формы и развития гибкости – извечные поводы заняться йогой. Но это благотворное воздействие не ограничивается лишь анатомическим и внешним эффектом. Крепкое тело – лишь достойное основание йоги, но не конец пути. Здоровье в йоге рассматривается как возможность свободно заниматься духовным поиском. Тело предстаёт как инструмент и ресурс, которым нас снабдили на пути к достижению внутренней свободы. Ведь пока человек не обрёл здоровья, его сознание будет обречено пребывать во власти тела, и, тем самым, он не сможет развить и успокоить ум. Будда говорил: «В неукрощённом теле – неукрощённый ум, власть над телом даёт власть над умом».

Однако укрощение тела – непростая задача. Практикуя асаны и укрепляя тело, человек неизбежно сталкивается с болью. Боль причиняет не йога сама по себе. Боль всегда присутствует в теле, просто она скрыта. Человек годами существует, практически не осознавая тело. Когда начинаются занятия, болевые ощущения одномоментно всплывают на поверхность. Атрофированные мышцы, которые мы пытаемся разрабатывать, вдруг начинают громко заявлять о себе. Важно понять, что в йоге боль – это учитель. Асаны помогают развивать терпимость в теле и уме, чтобы в жизни нам было легче переносить напряжение. Прогибы назад позволяют вырабатывать мужество и стойкость, балансы воспитывают терпение, вытяжения развивают гибкость, скручивания и перевернутые асаны учат смотреть на мир под другим углом.

Титибхасана

На внешнем уровне развития знание добывается через практику асан только в борьбе, терпении и дисциплине. Преодоление боли, умение находить удобство в дискомфорте, а также умение двигаться сквозь напряжение приближает человека к духовному смыслу йоги – обретению внутренней свободы через страдание. Через практику асан и преодоление боли виднеется свет самопознания.

Внутренний уровень. Асана как рычаг к преобразованию ума.

В нынешнем мире человек использует своё тело так, что перестаёт его чувствовать. Передвигаясь от кровати к машине, к столу, снова к машине и кровати, он перестаёт воспринимать тело осознанно. Хатха-йога учит наделять наши движения интеллектом, превращая их в действие. Во время выполнения асан мы развиваем острую чувствительность, учимся находить тонкую грань между эгоистическими порывами и реальными возможностями тела.

Каждая клетка во время занятия словно становится осязаемой. Постепенно развивается внутреннее видение, отличное от обычного наблюдения глазами. Например, сгибаясь в Пашчимоттанасане, человек не просто видит колени и пытается дотянуться до них лбом, он чувствует натяжение мельчайших мышц в ногах, руках и спине. Внимательно отслеживая работу в асане, у йога появляется возможность наблюдения не через зрительное восприятие, а именно через осознанность и подключение интеллекта к пониманию собственной плоти.

Только наличие разума и чувствительности во время выполнения асаны позволяет телу развиваться. Ведь как только теряется невидимый контакт ума и тела, асана становится безжизненной, вялой, и поток осознанности гаснет.

Развитие осознанности в асане – это не просто концентрация и острота наблюдения за руками и ногами, это, прежде всего, стремление к гармоничному взаимодействию тела и ума. Осознанность в асане – это состояние, когда понятия объект и субъект исчезают, а действие и внутренняя тишина идут рука об руку. Только в случае, когда тело осознается во внутреннем безмолвии от предплечий до кончиков пальцев, от бедер до подошв ступней, от основания позвоночника до макушки головы, ум становится пассивным и учится расслабляться. Состояние бдительного покоя в асане останавливает и преобразует ум, превращая йогу из физической в духовную практику. Свобода тела порождает естественный эволюционный переход к свободе ума, а далее – к наивысшему освобождению Духа.

Аштавакрасана

Именно через развитие осознанности в асане, через умение останавливать вихрь мыслей и эмоций, мы подготавливаем тело к медитации и самосозерцанию. В одной из видеолекций Андрей Верба говорит: «Асаны необходимы, чтобы человек подготовил тело к внутреннему самопознанию. Асанами мы раскрепощаем суставы, укрепляем мышцы и, тем самым, готовимся сесть в стабильную позу и посидеть хотя бы час с закрытыми глазами». Развитие осознанности на базе тела служит якорем для концентрации: во время медитативной практики для остановки возбужденного и беспокойного ума, преследуемого воспоминаниями, суждениями и фантазиями, мы всегда можем обратиться к физическому опыту и перенести внимание на телесные ощущения и дыхание, возвращаясь в настоящий момент. Через практику асан мы развиваем умение перенаправлять внимание, погружаться в себя и стопроцентно пребывать в ощущении «здесь и сейчас».

Глубинный уровень. Асана как стадия духовного развития

Упорная практика асан и пранаямы позволяет нам приблизиться к глубинному уровню йоги, когда приходит понимание, что развитие материальной оболочки не есть самоцель. Тело необходимо познавать и усмирять не ради удовольствия и самолюбования. Достижение спокойствия в каждом суставе, в каждой мышце необходимо лишь для того, чтобы приблизиться к освобождению души из оков материальности. Когда мы способны осознавать своё тело и контролировать ум, наконец появляется возможность обратиться к внутреннему миру. Через практику асан мы постепенно приближаемся от периферии к центру, от поверхности тела к уровню сердца. На глубинном уровне человек прорабатывает асаны не из эгоистических побуждений: ради здоровья, красоты или остроты ощущений, а ради достижения Самости и близости к божественной сути. Претерпевая страдания в асане и сопротивление Эго, мы растём духовно, развиваем сознание от простого к сложному, эволюционируем, тем самым, гармонизируем организм с природой и выражаем глубокую преданность Богу. Внимательная работа с телом помогает нам постепенно двигаться от грубого телесного уровня к ментальному и духовному, шаг за шагом постигая своё изначальное «Я». Как сказал известный учитель йоги Б.К.С Айенгар: «Реализовывать божественное экзистенциальное предназначение можно только с помощью воплощенного инструмента Души – бренного тела из плоти и крови».

Ом!

www.oum.ru


Смотрите также

Календарь мероприятий

Уважаемые родители и ребята, ждем вас на занятия со 2го сентября по расписанию. Расписание занятий Понедельник Среда Пятница Дети с 8-13 лет 16.50 - 18.15 16.50 - 18.15 16.50 -...
Итоги турнира: 1е место - Кравченков Сергей (Алтай), 2е место - Спешков Станислав(СПБ), 3е место - Набугорнов Николай (Алтай). Победители были награждены...

Новости

Поздравляем наших участников соревнования по кикбоксингу "Открытый кубок ГБОУ ДОД ДЮСШ Выборжанин"! Юрий Кривец и Давид Горнасталев - 1 место,...