Организме человека белки непосредственно могут превращаться в


Олимпиадные задания по биологии (10 класс) на тему: Олимпиада по биологии 10-11 классы

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011-2012 учебном году.

10-11 класс

На выполнение заданий отводится 90 минут.

Задание 1. Задание включает 34 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.

1.   Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

2.   Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.

3. Для взрослых листьев всех растений характерно наличие:

а)        черешка и листовой пластинки;

б)        прилистников и листовой пластинки;

в)        основания и листовой пластинки;

г)        только листовой пластинки.

4.  Формула цветка крестоцветных:

а)  Ч4Л4Т6П(2)

б)*Ч4Л4Т4П(2);

в) *Ч2+2Л4Т2+4П(2);

г) *Ч4Л4Т8П(2).

5.   Клеточная оболочка отсутствует у:

а)  корненожек;

б) жгутиконосцев;

в) инфузорий;

г) всех простейших.

6.  Основной хозяин малярийного плазмодия:

а) человек;

б) личинка малярийного комара;

в) малярийный комар;

г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.

7.  Заражение дизентерией происходит:

а) через укус насекомого, переносчика заболевания;

б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;

в) воздушно-капельным путем;

г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.

8. У кишечнополостных медуза и полип являются:

а) различными стадиями бесполого размножения;

б) соответственно личинкой и взрослым животным;

в) проявлением чередования поколений;

г) различными видами кишечнополостных.

9.  По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются водными:

а) автотрофами;

б) всеядными животными;

в) фильтраторами;

г) хищниками.

10.  Основная часть мезодермы плоских червей приходится на:

а) кожный покров;

б) мускулатуру;

в) нервную систему;

г) паренхиму,

11.  Кровеносная система кольчатых червей:

а) незамкнутая;

б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;

в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;

г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.

12.  У дождевого червя кровь:                                                             

а) не содержит специальных пигментов;

б) содержит свободный гемоглобин;

в) содержит эритроциты с гемоглобином;

г) отсутствует, т.к. дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

13.  Четырехжаберными головоногими моллюсками являются:

а) каракатицы;

б) осьминоги;

в) кальмары;

г) наутилусы.

14.  Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:

а) ракообразных;

б) паукообразных;

в) насекомых;

г) многоножек.

15.  В эндосперме Покрытосеменного растения может быть:

а) 14 хромосом;

б) 24 хромосомы;

в) 34 хромосомы;

г) 44 хромосомы.

16.  Ядовитые железы паука находятся:

а) у основания хелицер;

б) у основания ног;

в) в передней части брюшка;

г) в задней части брюшка.

17.  Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:

а) комнатная муха;

б) постельный клоп;

в) медведка;

г) рыжий муравей.

18.  Из названных насекомых ротовой аппарат грызущего типа имеет:

а) стрекоза;

б) мясная муха;

в) комар звонец;

г) жук плавунец.

19.  Рабочие пчелы являются:

а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;

б) самками, у которых на развиты половые железы;

в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;

г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

20.  Ланцетники живут:

а) только в теплых морях;

б) только в теплых пресных водоемах;

в) в холодных морях высокой солености;

г) в болотах и на отмелях пресных водоемов.

21.  От желудочка сердца пресмыкающихся отходит:

а) только одна дуга аорты;

б) только две дуги аорты;

в) одна дуга аорты и легочная артерия;

г) две дуги аорты и легочная артерия

22.  В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:

а) чешуя;

б) печень;

в)  кишечник;

г) плавательный пузырь.

23.  Температура тела тритона зависит от:

а) характера пищи;

б) содержания жира в тканях тела;

в) содержания воды в тканях тела;

г) температуры окружающей среды.

24.  Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:

а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;

б) уменьшение обилия кормовой базы;

в) изменение длины светового дня;

г) образование брачной пары.

25.   Мышечная ткань образована:

а) только одноядерными клетками;

б) только многоядерными мышечными волокнами;

в) плотно прилегающими друг к другу двуядерными волокнами;

г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами.

26. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной тканью:

а) костной;

б) хрящевой;

в) рыхлой волокнистой;

г) плотной волокнистой.

27.  Передние корешки спинного мозга образованы аксонами нейронов:

а) двигательных;

б) чувствительных;

в) только вставочных;

г) вставочных и чувствительных.

28.  Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

а) сморщиваются;

б) набухают и лопаются;

в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

29.  В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

а) жиры и нуклеиновые кислоты;

б) углеводы и аммиак;

в) жиры и углеводы;

г) углекислый газ и воду.

30.  Поверхностный комплекс клетки не включает:

а) плазмалемму;

б) гликокаликс;

в) кортикальный слой цитоплазмы;

г) матрикс.

31.  В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи;

б) клеточный центр;

в) эндоплазм этическая сеть;

г) ядрышко.

32.  Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

а) профазу;

б) метафазу;

в) анафазу;

г) телофазу.

33.  РНК-содержащий вирус, с двумя нитями нуклеиновой кислоты:

а) вирус гриппа;

б) вирус оспы;

в) ВИЧ;

г) вирус герпеса.

34.  Примером ароморфоза является:

а) теплокровность;

б) волосяной покров млекопитающих;

в) наружный скелет беспозвоночных;

г) роговой клюв у птиц.

Задание 2. Задание включает 12 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.

1.    Элементарное соцветие колосок в метелке:

а) пшеницы;

б) ячменя;

в) риса;

г) овса;

д) камыша.

2.    К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

а) радиальную симметрию;

б) трёхслойность;

в) наличие гастральной полости;

г) ганглинозный тип нервной системы;

д) хищнический образ жизни.

3.    Развитие кровеносной системы паукообразных зависит от:

а)  величины тела;

б) развития и строения дыхательной системы;

в) величины сердца;

г) формы сердца;

д) объема крови.

4.    Представители типа моллюсков по способу размножения могут:

а) быть раздельнополыми;

б) быть гермафродитами;

в) быть партеногенетическими самками;

г) изменять свой пол в течение жизни;

д) размножаться неполовым путем (отрывом частей тела).

5.  Четырехкамерное сердце имеют:

а) ящерицы;

б) черепахи;

в) крокодилы;

г) птицы;

д) млекопитающие.

6.  Мозжечок хорошо развит у:

а) рыб и амфибий;

б) рыб и птиц;

в) амфибий и рептилий;

г) рептилий и млекопитающих;

д) птиц и млекопитающих.

7.  Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:

а) грызунов;

б) хоботных;

в) парнокопытных;

г) зайцеобразных;

д) непарнокопытных.

8.  В состав среднего уха входит:

а) молоточек;

б) слуховая (евстахиева) труба;

в) полукружные каналы;

г) наружный слуховой проход;

д) стремя.

9.  К плоским костям скелета человека относят:

а) надколенник;

б) лопатку;

в) грудину;

г) тазовую кость;

д) позвонки.

10.  Эволюция организмов приводит к:

а) естественному отбору;

б) разнообразию видов;

в) адаптации к условиям существования;

г) обязательному повышению организации;

д) возникновению мутаций.

11.  Какие из факторов эволюции впервые были предложены Ч. Дарвином:

а) естественный отбор;

б) дрейф генов;

в) популяционные волны;

г) изоляция;

д) борьба за существование.

12.  Из перечисленных методов селекции в XX веке появились:

а) межвидовая гибридизация;

б) искусственный отбор;

в) полиплоидия;

г) искусственный мутагенез;

д) клеточная гибридизация.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" рядом с номерами правильных суждений. (15 суждений).

1.В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.

2.Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

3.Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.

4.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

5.Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.

6.Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.

7.Железы внешней секреции выделяют гормоны.

8.Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки - реципиент.

9.Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

10.Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

11.Все инфекционные агенты содержат молекулы нуклеиновых кислот.

12.Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.

13.Гемоглобин синтезируется на рибосомах шероховатого ЭПР.

14.Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.

15.Усики гороха и усики огурца - гомологичные органы.

Задание 4. Сопоставьте болезнь и переносчика возбудителя.

1) чума

2) туляремия

3) малярия

4) эпидемический сыпной тиф

5) бешенство

A) собаки, шакалы, летучие мыши

Б) комары

B) клещи

Г) вши

Д) блохи

Болезни

1

2

3

4

5

Переносчик возбудителя

10-11 класс [max 61 балл]

Задание 1 [max. 34 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ]:

1-в, 2-г, 3-в, 4-в, 5-а, 6-в, 7-г, 8-в, 9-г, 10-г, 11-г, 12-6, 13 – г, 14 – а, 15-б, 16-а, 17-в, 18-г, 19-б, 20-а, 21-г, 22 – г, 23 – г, 24 – в, 25 – г, 26 – г, 27 – а, 28 – г, 29-в, 30-г, 31-в, 32-в, 33-в, 34-а.

Задание 2 [mах 12 баллов, каждая ошибка минус 1 балл]:

1 - в, г д; 2 - а, в, д; 3 - а, б; 4 - а, б; 5 - в, г, д; 6 - б, д; 7 - а, б, г; 8-а, б, д; 9-6, в, г; 10-6, в; 11-а, д; 12-в, г, д. 

Задание 3 [max 10 баллов, каждая ошибка минус 2 балла]:

Правильные суждения - 1, 4, 6, 8, 12.

Задание 4 [max 5 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ]:

Болезни

1

2

3

4

5

Переносчик возбудителя

Д

В

Б

Г

А

nsportal.ru

Превращения веществ в организме (белки) - Обмен веществ и энергии - Анатомия - Медкурсор

12 мая 2009

Белки — это основа жизни. Из них построена цитоплазма, из них состоят ферменты. Миозин и актин, гемоглобин и антитела, ДНК и РНК белковой природы.

Строение белков очень сложно. Они состоят из аминокислот. Кроме того, в состав их молекул входят фосфорная кислота, углеводные и другие группы атомов. В настоящее время известно 20 аминокислот, из которых и состоят все белки животных и растений. Белки отличаются друг от друга числом и видом аминокислот.

Животные и растительные белки в пищеварительном тракте человека расщепляются на аминокислоты. Всасываясь, аминокислоты кровью доставляются в клетки тканей. Здесь из аминокислот под действием ферментов синтезируются белки, свойственные тканям человеческого тела.

Для синтезирования белков необходимо наличие определенных аминокислот. Но в одних белках, поступающих с пищей, имеются все необходимые человеку аминокислоты, а в других не все. Организм человека может сам синтезировать некоторые аминокислоты или заменять их другими. Но 10 аминокислот он образовать не в состоянии. Их  должен непременно получать с пищей.  Эти  кислоты  называются  незаменимыми.

Белки, содержащие все необходимые аминокислоты, называют полноценными.  Остальные белки — неполноценные. Полноценными являются белки молока, сыра, мяса, рыбы, яиц, картофеля, бобовых.   

Синтезом белков в клетках управляет ДНК. Он осуществляется на поверхности рибосом с помощью РНК. В организме человека белки почти не откладываются в запас. Излишки аминокислот в клетках печени превращаются в углеводы — глюкозу и гликоген или в резервный жир. Поэтому артистам балета слишком больших количеств белков в пище нужно избегать. Но и намеренное голодание, когда вследствие больших энерготрат организм, израсходовав запасы углеводов и жира, начинает тратить резервы белка, очень вредно. Это тратятся белки цитоплазмы клеток.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

Читайте далее:

В состав тела человека входят многие химические элементы. Содержание некоторых химических элементов в теле человека: Элементы, обязательно присутствующие в организме: Кальций Фосфор Калий Сера Хлор Натрий Магний Железо Йод Микроэлементы с незначительным содержанием в теле: Медь Марганец Цинк Фтор Кремний Мышьяк Алюминий Свинец Литий В организме они присутствуют главным образом в виде солей и некоторых кислот….

Химические превращения веществ в организме являются частью сложнейшего процесса, называемого обменом веществ. Из окружающей среды человек получав питательные вещества, воду, минеральные соли и витамины. В окружающую среду он выделяет углекислый газ, некоторое количество влаги, минеральных солей, рганических веществ. В процессе обмена веществ человек получает энергию, аккумулированную в продуктах животного и растительного происхождения, и отдает тепловую энергию…

Из общего обмена веществ 40—50% осуществляется в скелетной мускулатуре. Любая мышечная деятельность увеличивает обмен веществ в мышцах. При спокойном сидении по сравнению со спокойным лежанием он возрастает на 12%. Стояние увеличивает обмен веществ на 20%, а бег — на 400%. Причем хорошо тренированный к данному виду мышечной работы человек тратит на ее выполнении меньше энергии, чем новичок. Объясняется…

В регуляции и осуществлении обмена веществ участвуют разные отделы нервной системы. Обмен веществ и энергии, приспосабливающие его к потребностям организма, происходят под влиянием коры полушарий. Так, у тренированных спортсменов на стадионе и в спортивном зале газообмен повышается задолго до начала соревнований. Повышение обмена наблюдается и у болельщиков, несмотря на то что они только зрительно участвуют…

Образование и выделение продуктов распада Обмен веществ в организме заканчивается образованием продуктов распада. Они вырабатываются в клетках в результате тканевого обмена. К ним  относятся углекислый газ, вода, органические вещества (например, молочная кислота), минеральные вещества — соли, железо и другие металлы. Организм освобождается от них через органы выделения. Помимо конечных продуктов, из организма выводятся выщества, образовавшиеся при разрушении отмирающих…

www.medkursor.ru

Школьный тур олимпиады по естествознанию для учащихся 10-11

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по естествознанию в 2014-2015 учебном году.

10-11 класс

На выполнение заданий отводится 120 минут.

Задание 1. Задание включает 30 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наибо­лее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.

1. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызыва­ют брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

2. Температура тела тритона зависит от:

а) характера пищи;

б) содержания жира в тканях тела;

в) содержания воды в тканях тела;

г) температуры окружающей среды.

3. По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются вод­ными:

а) автотрофами;

б) всеядными животными;

в) фильтраторами;

г) хищниками.

4. Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:

а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;

б) уменьшение обилия кормовой базы;

в) изменение длины светового дня;

г) образование брачной пары.

5. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

а) сморщиваются;

б) набухают и лопаются;

в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

6. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

а) жиры и нуклеиновые кислоты;

б) углеводы и аммиак;

в) жиры и углеводы;

г) углекислый газ и воду.

7. Поверхностный комплекс клетки не включает:

а) плазмалемму;

б) гликокаликс;

в) кортикальный слой цитоплазмы;

г) матрикс.

8. В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи;

б) клеточный центр;

в) эндоплазм этическая сеть;

г) ядрышко.

9. РНК-содержащий вирус, с двумя нитями нуклеиновой кислоты:

а) вирус гриппа;

б) вирус оспы;

в) ВИЧ;

г) вирус герпеса.

10. Примером ароморфоза является:

а) теплокровность;

б) волосяной покров млекопитающих;

в) наружный скелет беспозвоночных;

г) роговой клюв у птиц.

11. Вещества, имеющие формулы СН3 – О – СН3 и СН3 – СН2 – ОН, являются

1) гомологами; 2) изомерами;

3) полимерами; 4) пептидами.

12. Углеводород, в молекуле которого атомы углерода имеют sp3 гибридизацию

1) бутен-1; 2) бутан; 3) бутадиен-1,2; 4) бутин-1.

13. В промышленности ароматические углеводороды получают из… 1) природного газа; 2) нефти; 3) остатков горных пород; 4) торфа.

14. Фенол нельзя использовать для получения

1) красителей 3) пищевых добавок

2) капрона 4) взрывчатых веществ

15. Формалин – это водный раствор

1) уксусного альдегида 3) муравьиного альдегида

2) уксусной кислоты 4) этилового спирта

16. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома наиболее активного металла

  1. 4s2

  2. 3s23p1

  3. 3s2

  4. 2s2

17. Из приведенных элементов четвертого периода наиболее ярко выраженными металлическими свойствами обладает

  1. цинк

  2. медь

  3. хром

  4. калий

18. Веществу с ионным типом связи отвечает формула

  1. 3

  2. RbF

  3. HCl

  4. SiF4

19. Сокращенное ионное уравнение реакции Cu + 2OH = Cu(OH)2↓ соответствует взаимодействию

  1. CuSO4 и Fe(OH)3

  2. CuO и Ba(OH)2

  3. CuCl2 и NaOH

  4. CuO и H2O

20. При сгорании 3 моль метана по термохимическому уравнению

СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О + 880 кДж выделилось:

1) 293,3 кДж; 2) 1760 кДж; 3) 2640 кДж; 4) 880 кДж.

21.Исследуется перемещение мухи и слона. Модель материальной точки может использоваться для описания движения…

А. Только мухи. Б. Только слона. В. И мухи, и слона, в зависимости от задачи исследования. Г. Ни слона, ни мухи, поскольку это живые существа.

22.Как зависит скорость диффузии от агрегатного состояния вещества при постоянной температуре?

А. Не зависит. Б. Скорость максимальна в газах. В. Скорость максимальна в жидкостях. Г. Скорость максимальна в твёрдых телах.

23.Какая из приведённых формул является основным уравнением молекулярно-кинетической теории газа?

А. . Б.. В.. Г.. Д..

24.Капля, имеющая положительный заряд +е, при освещении потеряла один электрон. Каким стал заряд капли?

А. 0. Б. –2е. В. +2е. Г. Среди ответов А – В нет правильного.

25.В каком из нижеприведённых случаев правильно записаны формулы общего тока, напряжения и сопротивления для последовательного соединения двух проводников?

А. I=I1=I2 Б. I=I1=I2 В. I=I1+I2 Г. I=I1=I2 Д. I=I1+I2

U=U1+U2 U=U1+U2 U=U1=U2 U=U1=U2 U=U1=U2

R=R1+R2 1/R=1/R1+1/R2 1/R=1/R1+1/R2 R=R1+R2 R=R1+R2

26.Проводятся опыты с катушкой, подключённой к гальванометру, и постоянным магнитом:

1) магнит вдвигают в катушку;

2) магнит вынимают из катушки;

3) магнит поворачивают вокруг своей оси, не вынимая из катушки.

Появление индукционного тока наблюдается…

А. Только в первом случае. Б. Только во втором случае. В. Только в третьем случае. Г. В первом и во втором случаях. Д. Во всех трёх случаях.

27.Какая из нижеприведённых формул определяет магнитный поток через поверхность, ограниченную замкнутым контуром?

А. . Б. . В. . Г. . Д. .

28.На рис.1 изображён проводник с током I, расположенный в однородном магнитном поле с индукцией В. Как направлена сила Ампера, действующая со стороны магнитного поля на проводник?

А. Влево. Б. Вправо. В. Вверх. Г. Вниз. Д. Сила Ампера равна нулю.

29.Что наблюдалось в опыте Эрстеда?

А. Взаимодействие двух параллельных проводников с током. Б. Взаимодействие двух магнитных стрелок. В. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника при пропускании через него тока. Г. Возникновение электрического тока в катушке при вдвигании в неё магнита.

30.Электрический ток в прямолинейном проводнике направлен перпендикулярно плоскости рисунка к наблюдателю. Какое расположение и направление имеют линии магнитной индукции (рис.2)?

Задание 2. Верно ли утверждение. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" ря­дом с номерами правильных суждений. (15 суждений). Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.

  1. Определяющим фактором выделения вожака в группе животных является дружелюбие

  2. Симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения- это полезное сожительство.

  3. Боковая линия рыб - это орган осязания.

  4. Появление процесса фотосинтеза на Земле привело к накоплению на кислорода в атмосфере

  5. У человека стенки вен рук толще, чем стенки вен ног.

  6. Может ли химический элемент содержать атомы с разным зарядом ядра?

  7. При повышении температуры на 200 С скорость химической реакции увеличится в 6 раз, если температурный коэффициент равен 3.

  8. Озон всегда является окислителем, как простое вещество.

  9. Все виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная, ионная, металлическая, водородная) характерны как для неорганических, так и для органических веществ.

  10. У стабильных изотопов число протонов равно числу нейтронов.

  11. Чтобы охладится в жаркий день, мальчик надел мокрую футболку. Охлаждение происходит за счет конденсации водяного пара.

  12. Если кастрюлю, поставленную на горячую плиту, накрыть крышкой, то скорость испарения воды увеличится.

  13. Мальчик поднял на берегу камень и бросил его в воду у берега. Затем он вошел в воду и поднял камень со дна. Поднять камень в воде труднее, чем на берегу?

  14. Если тело массой 800 г при полном погружении вытесняет 900 см3 жидкости, то оно может плавать в керосине.

  15. Если смотреть с моста на дно неглубокого водоема с прозрачной водой , то его глубина кажется меньшей, чем на самом деле. Это объясняется поляризацией свет.

Задание 3. Задание на соответствие. Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 балла.

Соотнесите:

  1. Разделы экологии с объектами их изучения.

Раздел экологии

Объект изучения

  1. Биосферная

  2. Сельскохозяйственная

  3. Промышленная

  4. Медицинская

  5. Городская

  6. Химическая

А. генномодифицированные продукты

Б. Малоотходное производство

В. Эндемические болезни

Г. Синдром хронической усталости

Д. Кислотные дожди

Е. Глобальное потепление климата

  1. Естественно-научную революцию и картины мира.

Естественно-научная революция

Картина мира

  1. Первая

  2. Вторая

  3. Третья

  4. Четвертая

А. Квантово-механическая.

Б. Полевая.

В. Механическая.

Г. Гелиоцентрическая.

3.Имя ученого с его вкладом в квантовую механику.

Ученый

Вклад

  1. Л. де Бройль.

  2. Э.Шредингер

  3. В. Гейзенберг

  4. К. Доплер

А. У частицы не могут быть одновременно точно измерены положении и скорость (импульс)

Б. Гипотеза о волновых свойствах материальных частиц

В. Зависимость частоты колебаний, воспринимаемых наблюдателем, от скорости и направления движения источника волн и наблюдателя относительно друг друга.

Г. Стационарные состояния атомных систем могут рассматриваться как собственные колебания волнового поля, соответствующего данной системе

4 Науки и их отношение к практике.

Тип науки по отношению к практике

Наука

  1. Фундаментальные

  2. Прикладные

А. Социальная экология

Б. Астрономия

В. Геология

Г. Металловедение

Д. Физика

Е. Химическая технология

Ж. Селекция

З. Химия

  1. Направление биотехнологии и его результат.

Направления

Результат

  1. Генная инженерия

  2. Расшифровка генома человека

  3. Инженерная энзимология

  4. Клонирование

А. Иммобилизованные ферменты

Б. ДНК-диагностика наследственных заболеваний

В.Выращивание тканей и органов

Г. Химерные организмы

6 Ученых и их вклад в развитие нанотехнологии.

Ученые

Вклад

  1. Н. Танигучи

  2. Г.А. Гамов

  3. Р. Фейнман

  4. Г.Бинниг и Г. Рорер

А. Открытие туннельного эффекта

Б. Введение терминов «нанотехнология» и «нанотехника».

В. Утверждение «Там внизу, еще много места»

Г. Создание микроскопа, способного показывать отдельные атомы

7 Размеры и соответствующие им объекты.

Размеры

Объекты

  1. 0, 134 и 0, 154 нм

  2. 1 нм

  3. 10 нм

  4. 100нм

А. Диаметр ДНК

Б. Молекулы белков

В. Вирусы

Г. Связи С-С, С=С

8 Способы получения и соответствующие им наноматериалы.

Способы получения

Наноматериалы

  1. Каталитическое разложение углеводородов

  2. Порошковая технология

  3. Пленочная технология

А. Полимеры

Б. Нанотрубки

В. Сплавы

Задание 4. Из четырех творческих заданий выберите интересное задание и дайте развернутый обоснованный ответ. Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов.

  1. Тренер, бывший чемпион по прыжкам в воду, пожаловался коллеге: «Трудно работать. Прыжки становятся все сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом увеличивается вероятность неудачных прыжков, травм. Когда спортсмен падает с высоты, вода не такая уж мягкая». Что нужно сделать с водой, чтобы она стала мягче и спортсмены не травмировались при неудачных прыжках?

  2. В книге доктора А.И. Макиевского «Домашняя химия», изданной в 1893 г., приводится интересное наблюдение: «… Прекрасная половина рода человеческого часто употребляет уксус в огромных количествах либо в чистом виде, либо вместе с другими кушаньями для сохранения талии. Цель достигается вполне, но вместе с грациозной талией приобретается отвратительный цвет лица».

Чрезмерное применение уксуса может привести не только к появлению землянистого цвета лица, но и к серьезному отравлению.

Каким образом оказать первую помощь переусердствовавшей с уксусом красавице, используя средства, не наносящие ущерба здоровью?

  1. Л. Буссенар. «Похитители бриллиантов»

Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь для обжига известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился … и получилось то, что называют негашеной известью, оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии- все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями». Составьте формулы указанных в тексте веществ.

Напишите уравнения реакций процессов, произошедших в пещере.

  1. Известно, что удавы опасны для человека; в природе нападают на крупных животных и душат их; однако в цирке дрессировщик смело берет удава в руки, кидает себе на плече, обвивает кольцами телом удава свою щею. Почему удав не пытается задушить дрессировщика? Изложите свои гипотезы.

Матрица ответов

Задание 1 (максимальное количество баллов 30)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Задание 2 (максимальное количество баллов 15)

1

2

3

4

4

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Задание 3 (максимальное количество баллов 16)

1 задание

1

2

3

4

5

6

2 задание

1

2

3

4

3 задание

1

2

3

4

4 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

5 задание

1

2

3

4

6 задание

1

2

3

4

7 задание

1

2

3

4

8 задание

1

2

3

Бланк для ответов задания 4. За правильный ответ- 5 баллов.

infourok.ru

Блог методического объединения учителей естествознания: Олимпиады 9кл.

Задания для проведения школьного этапа  олимпиады школьников по биологии 2010-2011г.г. 9 класс Задания части I. Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.
  1. Основную часть семени ржи занимает:
А) семядоля;        Б) зародыш;               В) эндосперм;                        Г) оболочки.
  1. Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:
А) автотрофы;                 Б) анаэробы;              В) гетеротрофы;        Г) аэробы.
  1. Почечные чешуи являются:


А) зачатком побега; Б) видоизменениями семядолей; В) видоизменениями пробки побега; Г) видоизменениями листа.

  1. Розетка характерна для:
А) земляники;                  Б) одуванчика;           В) подорожника;                   Г) всех этих растений.
  1. К мохообразным растениям относятся:
А) ламинария;                 Б) олений мох;           В) сфагнум;                Г) все эти растения.
  1. У проса плод представляет собой:
А) костянку;                    Б) зерновку;               В) стручок;                Г) семянку.
  1. Споры у бактерий служат для:


А) активного передвижения; Б) размножения; В) переживания неблагоприятных условий; Г) выполняют все эти функции.

  1. Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:
А) спор;                           Б) гамет;                     В) грибницы; Г) плодовых тел.
  1. У амебы вредные продукты обмена выделяются:
А) через всю поверхность тела; Б) через сократительную вакуоль; В) через пищеварительную вакуоль; Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.
  1. При неблагоприятных условиях большинство простейших:


Б) погибает, но перед этим размножается; В) переходит в состояние цисты; Г) образует споры.

  1. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:


А) голову, туловище и мускулистую ногу; Б) голову, щупальца и туловище; В) туловище и мускулистую ногу; Г) голову и туловище.

  1. Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:


А) круглых червей; Б) кишечнополостных; В) плоских червей; Г) головоногих моллюсков.

  1. Без смены хозяев развивается:
А) острица;          Б) бычий цепень;       В) эхинококк;             Г) печеночный сосальщик.
  1. В глазу человека не участвует в преломлении света:
А) роговица;                    Б) хрусталик;                         В) зрачок;       Г) стекловидное тело.
  1. У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:
А) носовой полостью;     Б) носоглоткой;         В) глоткой;                 Г) гортанью.
  1. углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:
А) молекулы глюкозы;    Б) углекислый газ и воду;    В) воду, аммиак углекислый газ;     Г) аминокислоты.
  1. Из споры папоротника развивается:
А) заросток;          Б) корневище;                       В) стебель;                 Г) первый лист.
  1. К многощетинковым червям относится:
А) дождевой червь;         Б) пескожил;              В) трубочник;                        Г) ни один из перечисленных.
  1. Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:


А) надкостнице; Б) трубчатом веществе кости; В) губчатом веществе кости; Г) полости кости с желтым костным мозгом.

  1. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:
А) кислород;        Б) живые организмы;                        В) климат;      Г) тепло земных недр.
  1. У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:
А) дрожжи;          Б) трутовик;               В) сыроежка;              Г) пеницилл.
  1. Инстинкт- это совокупность:
А) навыков;          Б) запечатлений;        В) безусловных рефлексов; Г) условных рефлексов.
  1. К железам внутренней секреции относят:
А) поджелудочную железу;       Б) надпочечники;       В) печень;       Г) сальные железы.
  1. К организмам – прокариотам относятся:


А) только бактерии; Б) бактерии и цианобактерии; В) бактерии и вирусы; Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

  1. Цевка – часть скелета задних конечностей:
А) лягушки;         Б) ящерицы;               В) синицы;                 Г) мыши. Задания части II. Часть II включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.
  1. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:


А) нуклеиновые кислоты; Д) углекислый газ и воду.

  1. В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:


А) имеют хорошо развитые вегетативные органы; Б) способны образовывать обширные леса; В) опыляются насекомыми и птицами; Г) размножаются семенами; Д) образуют сухие и сочные плоды.

  1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:


А) искривлению позвоночника; Б) нарушению строения суставов верхних конечностей; В) смещению внутренних органов; Г) нарушению функций костного мозга; Д) изменению химического состава костей.

  1. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:


А) внутреннее оплодотворение; Б) температура тела постоянная; В) развитие зародыша происходит в яйце; Д) прямое постэмбриональное развитие.

  1. Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:


А) помогают в распространении семян; Б) осуществлять фотосинтез; В) защищать от поедания животными; Г) запасать воду; Д) защищать от палящих лучей солнца.

  1. В чем проявляется сходство растений и грибов:


А) растут в течении всей жизни; Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела; В) питаются готовыми органическими веществами; Г) являются производителями в экосистемах; Д) имеют клеточное строение.

  1. Инсулин в организме человека:
А) влияет на использование углеводов клетками; Б) регулирует обмен жиров; В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген; Г) повышает содержание сахара в крови; Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.
  1. Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:


А) в цикле развития формируется заросток; Б) органом размножения является цветок; В) оплодотворение связано с водой; Г) размножаются с помощью спор; Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

  1. К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:




  1. Эпителиальные ткани образуют:


А) покровы тела; Б) слизистые оболочки пищеварительных органов; В) железы внутренней секреции; Г) внутренний слой сердца; Д) железы внешней секреции.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).
  1.  Витамины А и Д относятся к жирорастворимым
  2. Шишка голосеменных растений – видоизмененный плод .
  3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
  4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.
  5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.
  6. Все растения содержат хлоропласты.
  7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.
  8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
  9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
  10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.
  11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
  12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.
  13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.
  14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
  15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.
Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.
  1. Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.
Признаки семейств
1. Крестоцветные В. Лепестки свободные Г. Лепестки сросшиеся
  1. Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.
Признаки форменных элементов
А. Двояковогнутые диски Б. Амебоидная форма Д. Обладают фагоцитозом

Задания для проведения школьного этапа олимпиады школьников по биологии 2010-2011г.г.

Задания части I. Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

  1. Основную часть семени ржи занимает:

А) семядоля;

Б) зародыш;

В) эндосперм;

Г) оболочки.

  1. Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:

А) автотрофы;

Б) анаэробы;

В) гетеротрофы;

Г) аэробы.

  1. Почечные чешуи являются:

А) зачатком побега;

Б) видоизменениями семядолей;

В) видоизменениями пробки побега;

Г) видоизменениями листа.

  1. Розетка характерна для:

А) земляники;

Б) одуванчика;

В) подорожника;

Г) всех этих растений.

  1. К мохообразным растениям относятся:

А) ламинария;

Б) олений мох;

В) сфагнум;

Г) все эти растения.

  1. У проса плод представляет собой:

А) костянку;

Б) зерновку;

В) стручок;

Г) семянку.

  1. Споры у бактерий служат для:

А) активного передвижения;

Б) размножения;

В) переживания неблагоприятных условий;

Г) выполняют все эти функции.

  1. Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:

А) спор;

Б) гамет;

В) грибницы;

Г) плодовых тел.

  1. У амебы вредные продукты обмена выделяются:

А) через всю поверхность тела;

Б) через сократительную вакуоль;

В) через пищеварительную вакуоль;

Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.

  1. При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А) погибает;

Б) погибает, но перед этим размножается;

В) переходит в состояние цисты;

Г) образует споры.

  1. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А) голову, туловище и мускулистую ногу;

Б) голову, щупальца и туловище;

В) туловище и мускулистую ногу;

Г) голову и туловище.

  1. Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

А) круглых червей;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей;

Г) головоногих моллюсков.

  1. Без смены хозяев развивается:

А) острица;

Б) бычий цепень;

В) эхинококк;

Г) печеночный сосальщик.

  1. В глазу человека не участвует в преломлении света:

А) роговица;

Б) хрусталик;

В) зрачок;

Г) стекловидное тело.

  1. У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:

А) носовой полостью;

Б) носоглоткой;

В) глоткой;

Г) гортанью.

  1. углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А) молекулы глюкозы;

Б) углекислый газ и воду;

В) воду, аммиак углекислый газ;

Г) аминокислоты.

  1. Из споры папоротника развивается:

А) заросток;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) первый лист.

  1. К многощетинковым червям относится:

А) дождевой червь;

Б) пескожил;

В) трубочник;

Г) ни один из перечисленных.

  1. Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

А) надкостнице;

Б) трубчатом веществе кости;

В) губчатом веществе кости;

Г) полости кости с желтым костным мозгом.

  1. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:

А) кислород;

Б) живые организмы;

В) климат;

Г) тепло земных недр.

  1. У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

А) дрожжи;

Б) трутовик;

В) сыроежка;

Г) пеницилл.

  1. Инстинкт- это совокупность:

А) навыков;

Б) запечатлений;

В) безусловных рефлексов;

Г) условных рефлексов.

  1. К железам внутренней секреции относят:

А) поджелудочную железу;

Б) надпочечники;

В) печень;

Г) сальные железы.

  1. К организмам – прокариотам относятся:

А) только бактерии;

Б) бактерии и цианобактерии;

В) бактерии и вирусы;

Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

  1. Цевка – часть скелета задних конечностей:

А) лягушки;

Б) ящерицы;

В) синицы;

Г) мыши.

Задания части II. Часть II включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.

  1. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

А) нуклеиновые кислоты;

Б) крахмал;

В) жиры;

Г) углеводы;

Д) углекислый газ и воду.

  1. В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:

А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;

Б) способны образовывать обширные леса;

В) опыляются насекомыми и птицами;

Г) размножаются семенами;

Д) образуют сухие и сочные плоды.

  1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:

А) искривлению позвоночника;

Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;

В) смещению внутренних органов;

Г) нарушению функций костного мозга;

Д) изменению химического состава костей.

  1. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:

А) внутреннее оплодотворение;

Б) температура тела постоянная;

В) развитие зародыша происходит в яйце;

Г) кожа сухая;

Д) прямое постэмбриональное развитие.

  1. Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:

А) помогают в распространении семян;

Б) осуществлять фотосинтез;

В) защищать от поедания животными;

Г) запасать воду;

Д) защищать от палящих лучей солнца.

  1. В чем проявляется сходство растений и грибов:

А) растут в течении всей жизни;

Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;

В) питаются готовыми органическими веществами;

Г) являются производителями в экосистемах;

Д) имеют клеточное строение.

  1. Инсулин в организме человека:

А) влияет на использование углеводов клетками;

Б) регулирует обмен жиров;

В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;

Г) повышает содержание сахара в крови;

Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.

  1. Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:

А) в цикле развития формируется заросток;

Б) органом размножения является цветок;

В) оплодотворение связано с водой;

Г) размножаются с помощью спор;

Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

  1. К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

А) перловицы;

Б) беззубки;

В) шаровки;

Г) гребешки;

Д) мидии.

  1. Эпителиальные ткани образуют:

А) покровы тела;

Б) слизистые оболочки пищеварительных органов;

В) железы внутренней секреции;

Г) внутренний слой сердца;

Д) железы внешней секреции.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).

  1. Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.
  2. Шишка голосеменных растений – видоизмененный плод.
  3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
  4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.
  5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.
  6. Все растения содержат хлоропласты.
  7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.
  8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
  9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
  10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.
  11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
  12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.
  13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.
  14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
  15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.

  1. Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.

Семейства

Признаки семейств

1. Крестоцветные

2. Пасленовые

А. Лепестков 4

Б. Лепестков 5

В. Лепестки свободные

Г. Лепестки сросшиеся

Д. Тычинок 5

1

2

  1. Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.

Клетки

Признаки форменных элементов

1. Эритроциты

2. Лейкоциты

А. Двояковогнутые диски

Б. Амебоидная форма

В. Ядра нет

Г. Ядро есть

Д. Обладают фагоцитозом

Матрица ответов на олимпиады школьников по биологии.
2010/2011 уч. год. 9 класс
Задание 1. [25 баллов]
Задание 2. [20 баллов]
Задание 3. [25 баллов]

прав. "ДА"

х

х

х

х

х

х

х

неправ "нет"

х

х

х

х

х

х

х

х

               

Задание 4.[2,5 балла]

1

2

Крестоцветные

А В

Пасленовые

Б Г Д

                [2,5 балла]

1

2

Эритроциты

А В

Лейкоциты

Б Г Д

308estestvoznanie.blogspot.com

Белки и витамины в организме человека

В питании живого организма белки играют исключите важную роль, только одни они могут поддерживать азотистое равновесие. Ни углеводы, ни жиры заменить белок не могут; белки же могут до известной степени заменить жиры и углеводы.

Под влиянием пищеварительных соков белок распадается на все менее сложные частицы и доходит до стадии аминокислот.

Аминокислоты, всосавшись в стенки кишечника и соединившись в различных комбинациях, дают белок другого состава, те, чужеродный белок пищевого продукта превращается в белок своеродный - белок клеток и тканей организма.

Белки, которые при распаде в организме дают все необходимые для основы жизнедеятельности человека аминокислоты, носят название полноценных; белки, при распаде которых получаются не все аминокислоты называются неполноценными.

Полноценные белки содержатся в крови, молоке, органах и мышцах животных, а также в зеленых частях растений (шпинат, щавель и др.). Неполноценные белки содержатся в зернах и корнеплодах, т.е. в продуктах растительного происхождения.

Для взрослого человека в сутки белковая норма должна быть не менее 100 г.

На долю полноценных белков (животного происхождения) должно приходиться не менее 1/3. Остальная часть может быть покрыта белками растительного происхождения, т.е. отношение между белками животного и растительного происхождения должна быть не ниже 1:2.

Взаимоотношение между полноценными и неполноценными белками в пище детей должно быть иным (1:1), т.к. растущий организм требует для своего развития, построения новых тканей и увеличения веса значительных количеств полноценного белка.

Дефицит белков в организме сказывается на функции всех систем жизнедеятельности.

  1. Прежде всего, страдает ферментная система.
  2. Тесно связан с белками синтез гормонов.
  3. Снижаются защитные функции организма.
  4. При недостатке белка в рационе наблюдается изменение морфологии в клетках костного мозга, а это влечет за собой нарушение процесса кроветворения и изменение морфологического состава крови, а также снижение онкотического давления.
  5. Снижение количества белка в рационе отражается на условно рефлекторной деятельности, вызывая ослабление, как процессами возбуждения, так и тормозного процессов.
  6. Хроническое, недостаточное поступление белка в организм ведет к глубоким нарушениям функции печени, вызывая развитие жировой инфильтрации печени.
  7. Недостаточное поступление белка с пищей отражается на течении минерального обмена, при этом наблюдается торможение роста костей и изменяется их химический состав.
  8. Белковая недостаточность в первые 2 года жизни может привести впоследствии не только к низкорослости, но и к задержке психомоторного развития.
  9. При недостатке белков нарушается синтез витамина РР, что может привести к заболеванию пеллагрой.
  10. Увеличивается выведение из организма витамина С.
  11. Увеличивается выделение с мочой рибофлавина (В2) и развитие арибофлавиноза

Продукты — источники полноценного белка: мясо - 16-20%, рыба - 14-20%, яйца - 12,5%, яичный порошок - 52%, молоко - 3,4%, творог - 17,5%.

Витамины в организме человека

Добавочные вещества, необходимые для нормального жизненного процесса, Функ (1912) назвал витаминами.

Витамины находятся в ряде пищевых продуктов, отсутствие или недостаток их вызывает ряд серьезных расстройств, тяжелые заболевания, или даже может привести к смерти.

Болезни, этиология которых определяется отсутствием витаминов, называются авитаминозами.

Содержание витаминов в пищевых продуктах
Витамин С содержится в овощах: кольраби, хрен, петрушка, Капуста, картофель, в плодах и ягодах - черная смородина, апель-ВИНЫ, лимоны, шиповник и др.

При дефиците витамина С люди заболевают цингой (скорбутом).

Витамины группы В содержатся в зародышевой части зерен риса, пшеницы, в пивных дрожжах, отрубях.

Витамин В1 - в моркови, шпинате, печени, желтке. При дефиците развивается болезнь бери-бери, у голубей - полиневрит.

Витамин В2 содержится в яичном белке. При его дефиците июли заболевают пеллагрой.

Витамин А содержится в жирах животного происхождения, в шпинате, салате, томатах, моркови, тыкве. При его дефиците возникает остановка роста, падение веса, ксерофтальмия.

Витамин Д содержится в тех же продуктах, что и витамин А. Он играет большую роль в этиологии рахита. Витамином Е богаты растительные масла, зародышевые части семян, зеленые листья. Gри его дефиците нарушается репродуктивная функция.

Поступление витаминов с пищевыми продуктами в избыточных количествах не приводит к их передозировке в организме человека, так как большинство витаминов не оказывают токсического действия на человека.

Профилактика избыточного веса и ожирения заключается в здоровом образе жизни, занятиях спортом и питании здоровой пищей, содержащей сбалансированное содержание белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов, количество калорий при этом не должно превышать количество расходуемой энергии человеком, в зависимости от его условий труда и жизни.

psyera.ru

Тема №11217 Ответы к тесту по биологии 9 класс 50 вопросов олимпиада

Тема №11217

На этой странице вы рассмотрите Ответы к тесту по биологии 9 класс 50 вопросов олимпиада из предмета Биология, в предложенной теме также освящены и другие вопросы по Биология. Если у вас появились новые вопросы, спрашивайте в комментариях.

9 класс

Теоретический тур муниципального этапа

Задания части I. Часть I включает 40 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

1.​ Основную часть семени ржи занимает:

А) семядоля;

Б) зародыш;

В) эндосперм;

Г) оболочки.

2.​ Семядоля у пшеницы:

А) отделяет эндосперм от зародыша;

Б) содержит основные питательные вещества;

В) отсутствует;

Г) окружает зародыш.

3.​ При набухании семян в их клетках:

А) уменьшается содержание жиров;

Б) уменьшается содержание крахмала;

В) белки переходят в растворимую форму;

Г) происходят все эти процессы.

4.​ У корней древесных растений наибольшую длину имеет:

А) корневой чехлик;

Б) зона деления;

В) зона роста;

Г) зона проведения.

5.​ Корневые клубни – это видоизменения:

А) главного корня;

Б) придаточных корней;

В) корневища;

Г) столона.

6.​ Узел представляет собой:

А) видоизменение почки;

Б) зону роста побега;

В) утолщение стебля;

Г) место отхождения от стебля листа и почки.

7.​ Почечные чешуи являются:

А) зачатком побега;

Б) видоизменениями семядолей;

В) видоизменениями пробки побега;

Г) видоизменениями листа.

8.​ Розетка характерна для:

А) земляники;

Б) одуванчика;

В) подорожника;

Г) всех этих растений.

9.​ К мохообразным растениям относятся:

А) ламинария;

Б) олений мох;

В) сфагнум;

Г) все эти растения.

10.​ Заросток представляет собой:

А) образование, развивающееся из споры;

Б) место, где созреваю сперматозоиды;

В) место, где созревают яйцеклетки;

Г) верны все ответы.

11.​ Мужские гаметы обладают подвижностью у:

А) покрытосеменных;

Б) голосеменных;

В) папоротников;

Г) всех этих групп растений.

12.​ Семязачатки цветковых растений образуются:

А) на поверхности завязи;

Б) внутри завязи;

В) внутри цветоложа;

Г) в пыльниках тычинок.

13.​ У проса плод представляет собой:

А) костянку;

Б) зерновку;

В) стручок;

Г) семянку.

14.​ Споры у бактерий служат для:

А) активного передвижения;

Б) размножения;

В) переживания неблагоприятных условий;

Г) выполняют все эти функции.

15.​  Симбионтом человека является:

А) азотобактер;

Б) холерный вибрион;

В) кишечная палочка;

Г) дрожжи.

16.​ С растениями грибы объединяет:

А) неподвижность;

Б) наличие клеточных стенок;

В) постоянный верхушечный рост;

Г) все эти признаки.

17.​ У амебы вредные продукты обмена выделяются:

А) через всю поверхность тела;

Б) через сократительную вакуоль;

В) через пищеварительную вакуоль;

Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.

18.​ При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А) погибает;

Б) погибает, но перед этим размножается;

В) переходит в состояние цисты;

Г) образует споры.

19.​ Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А) голову, туловище и мускулистую ногу;

Б) голову, щупальца и туловище;

В) туловище и мускулистую ногу;

Г) голову и туловище.

20.​ Мускулистый желудок наиболее развит у:

А) всех насекомоядных птиц;

Б) зерноядных птиц;

В) хищных птиц;

Г) большинства насекомоядных птиц.

21.​ Органы кровообращения в процессе эволюции беспозвоночных впервые появляются у:

А) кольчатых червей;

Б) моллюсков;

В) членистоногих;

Г) круглых червей.

22.​ В результате утолщения придаточных корней у георгина развиваются:

А) корневые шишки;

Б) корнеплоды;

В) корневища;

Г) подземные столоны.

23.​ Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

А) круглых червей;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей;

Г) головоногих моллюсков.

24.​ Без смены хозяев развивается:

А) острица;

Б) бычий цепень;

В) эхинококк;

Г) печеночный сосальщик.

25.​ Мужской гаметофит покрытосеменных растений представлен:

А) пыльником;

Б) тычинкой;

В) пыльцевой трубкой;

Г) зародышевым мешком.

26.​ Питательная ткань в семенах голосеменных растений развивается из:

А) остатков многоклеточного женского гаметофита;

Б) зародышевого мешка;

В) центральной триплоидной клетки зародышевого мешка;

Г) семязачатка.

27.​ Какие ткани выполняют в зерновках запасающую функцию:

А) проводящая;

Б) покровная;

В) основная;

Г) образовательная.

28.​ У каких классов животных пищеварительная трубка выполняет функции пищеварения и дыхания:

А) птиц;

Б) ланцетников;

В) амфибий;

Г) рептилий.

29.​ У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:

А) носовой полостью;

Б) носоглоткой;

В) глоткой;

Г) гортанью.

30.​ Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организма, называют:

А) абиотическим;

Б) ограничивающим;

В) экстремальным;

Г) оптимальным.

31.​ Из споры папоротника развивается:

А) заросток;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) первый лист.

32.​ К многощетинковым червям относится:

А) дождевой червь;

Б) пескожил;

В) трубочник;

Г) ни один из перечисленных.

33.​ Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

А) наружном слое надкостницы;

Б) трубчатом веществе кости;

В) внутреннем слое надкостницы;

Г) полости кости с желтым костным мозгом.

34.​ В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:

А) кислород;

Б) живое вещество;

В) климат;

Г) тепло земных недр.

35.​ У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

А) дрожжи;

Б) трутовик;

В) сыроежка;

Г) пеницилл.

36.​ Мужские половые клетки созревают у кукушкина льна в:

А) коробочке;

Б) заростке;

В) антеридии;

Г) архегонии.

37.​ В современной системе животного мира простейших относят к одному из:

А) подцарств;

Б) типов;

В) классов;

Г) отрядов.

38.​ К железам внутренней секреции относят:

А) поджелудочную железу;

Б) надпочечники;

В) печень;

Г) сальные железы.

39.​ К организмам – прокариотам относятся:

А) только бактерии;

Б) бактерии и цианобактерии;

В) бактерии и вирусы;

Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

40.​ Цевка – часть скелета задних конечностей:

А) лягушки;

Б) ящерицы;

В) синицы;

Г) мыши.

Задания части II. Часть II включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.

1.​ В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

А) нуклеиновые кислоты;

Б) крахмал;

В) жиры;

Г) углеводы;

Д) углекислый газ и воду.

2.​ Для одной популяции животных характерно:

А) свободное скрещивание особей;

Б) возможность встречи особей разного пола;

В) подобие по генотипу;

Г) сходные условия жизни;

Д) сбалансированный полиморфизм.

3.​ Придаточные корни могут образовываться при делении клеток:

А) пробки;

Б) корки;

В) феллогена;

Г) феллодермы;

Д) сердцевинных лучей.

4.​ У всех хрящевых рыб имеется:

А) артериальный конус;

Б) плавательный пузырь;

В) спиральный клапан в кишечнике;

Г) пять жаберных щелей;

Д) внутреннее оплодотворение.

5.​ Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:

А) конденсировать водяные пары из воздуха;

Б) осуществлять фотосинтез;

В) защищать от поедания животными;

Г) запасать воду;

Д) защищать от палящих лучей солнца.

6.​ Самостерильность характерна для:

А) ржи;

Б) риса;

В) кукурузы;

Г) капусты;

Д) томата.

7.​ Развитие кровеносной системы у паукообразных зависит от:

А) величины тела;

Б) развития дыхательной системы;

В) величины сердца;

Г) формы сердца;

Д) объема крови.

8.​ В строении и жизненном цикле споровиков произошли следующие изменения:

А) исчезли органеллы захвата и приема пищи;

Б) исчезли пищеварительные вакуоли;

В) исчезли органеллы активного передвижения;

Г) исчезли сократительные вакуоли;

Д) наблюдается чередование бесполого размножения, полового процесса и спорогонии.

9.​ К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

А) перловицы;

Б) беззубки;

В) шаровки;

Г) пинктады;

Д) птерии.

10.​ Из перечисленных змей, ядовитыми являются:

А) полозы;

Б) морские змеи;

В) гремучие змеи;

Г) питоны;

Д) гадюки.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).

1.​ У однодольных растений между древесиной и лубом находится камбий.

2.​ В оплодотворении у ели участвует один спермий.

3.​ Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

4.​ Все растения содержат хлоропласты.

5.​ Головной мозг у позвоночных возникает из того же слоя клеток зародыша, что и эпидермис.

6.​ Родина мозоленогих – Северная Америка.

7.​ Физиологическим называют раствор поваренной соли 9% - ой концентрации.

8.​ Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

9.​ Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

10.​ Усики гороха и усики огурца – аналогичные органы.

11.​ У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

12.​ Евстахиева труба – канал, сообщающий среднее ухо земноводных с глоткой.

13.​ Брызгальце хрящевых рыб – это остаток одной из жаберных щелей.

14.​ Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

15.​ Тромбоциты образуются в селезенке.

Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.

1.​ Установите соответствие между классами животных и их признаками.

Классы животных

Признаки классов

1. Ракообразные

2. Паукообразные

А. Тело сегментировано

Б. Сегменты слившиеся

В. Органы дыхания – легочные мешки или трахеи

Г. Органы дыхания - жабры

Д. Пять пар ходильных ног

1

2

2.​ Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.

Семейства

Признаки семейств

1. Крестоцветные

2. Пасленовые

А. Лепестков 4

Б. Лепестков 5

В. Лепестки свободные

Г. Лепестки сросшиеся

Д. Тычинок 5

1

2

3.​ Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.

Семейства

Признаки форменных элементов

1. Эритроциты

2. Лейкоциты

А. Двояковогнутые диски

Б. Шаровидная форма

В. Ядра нет

Г. Ядро есть

Д. Обладают фагоцитозом

9 класс (максимально 82 баллов)

 

Часть I (максимально 40 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)____баллов.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

В

А

В

Г

Б

Г

Г

Г

В

Г

11-20

В

Б

Б

В

В

Г

Г

В

В

Б

21-30

А

А

Б

А

В

А

В

Б

Б

Б

31-40

А

Б

В

Б

В

В

Б

Б

Б

В

 

Часть II (максимально 20 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ)____баллов.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

В Г

А Б Г Д

В Г Д

А В Д

А В

А Б В Г

А Б

А Б В Г Д

А Б В

Б В Д

 

Часть III (максимально 7 баллов)____баллов.

 

Правильный ответ: 2, 3, 5, 6, 10, 12, 13

 

Часть IV (максимально 15 баллов)____баллов.

 

1.​ Максимально 5 баллов

Ракообразные: А Г Д

Паукообразные: Б В

2.​ Максимально 5 баллов

Крестоцветные: А В

Пасленовые: Б Г Д

3.​ Максимально 5 баллов

Эритроциты: А В

Лейкоциты: Б Г Д

xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai


Смотрите также

Календарь мероприятий

Уважаемые родители и ребята, ждем вас на занятия со 2го сентября по расписанию. Расписание занятий Понедельник Среда Пятница Дети с 8-13 лет 16.50 - 18.15 16.50 - 18.15 16.50 -...
Итоги турнира: 1е место - Кравченков Сергей (Алтай), 2е место - Спешков Станислав(СПБ), 3е место - Набугорнов Николай (Алтай). Победители были награждены...

Новости

Поздравляем наших участников соревнования по кикбоксингу "Открытый кубок ГБОУ ДОД ДЮСШ Выборжанин"! Юрий Кривец и Давид Горнасталев - 1 место,...