Сколько голов в теле человека


7 пропорций тела человека, которые необходимо знать художнику

Однако, принимая во внимание, количество существующих методов измерения пропорций (канонов), мы должны понимать, насколько по-разному можно трактовать пропорции, и то, что, возможно, ни один из этих методов не является досконально точным.

Что такое пропорции?

Пропорции – это соотношения между собой ширины, высоты и глубины объекта.

Чтобы нарисовать правдоподобное изображение чего угодно, независимо от того, что это или кто это, нам необходимо максимально точно передать соотношения пропорций этого объекта.

Например, на рисунке справа, ширина и высота ободка кружки, примерно равны, в то время как глубина кружки примерно в полтора раза превышает ширину. Эти пропорции характерны для данной кружки, именно в данной ситуации.

Что случится, если я изменю пропорции? Нарисованная кружка не будет в точности походить на ту кружку, что находится передо мной, но она все равно получится довольно узнаваемой.

Однако, если нам нужно нарисовать человеческую фигуру или портрет, случайное изменение пропорций может привести к заметным искажениям, из-за которых рисунок станет неправдоподобным.

Мелкие погрешности в пропорциях тела лишь уменьшат сходство с конкретным человеком, в то время как крупные ошибки могут серьезно исказить анатомическое строение.

Совсем неудивительно, что художники во все времена пытались выработать единый стандарт измерения пропорций!

Как удобно было бы, просто запомнить такую систему, и во всем на нее полагаться…но можно ли в действительности полагаться на какую-нибудь из этих систем, в независимости от того, кого мы рисуем?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, давайте взглянем на краткую историю канонов пропорций.

Краткая история канонов

Каждый канон (система измерения пропорций), рождался в поиске определенного идеала красоты. Так как понятие красоты очень субъективно и изменчиво, такими же, на протяжении всей истории, были и каноны.

Например, прославленный древнегреческий канон, созданный Поликлетом, формирует облик сильного, мужественного атлета, который достиг успехов в гимнастике и прекрасно владеет оружием.

Типичный пример работы в этом каноне – статуя Дорифора, одна из самых знаменитых статуй эпохи Классической Греции.

В наше время не часто встретишь людей, чье тело полностью соответствует современным “идеалам” красоты, так, вероятно, и во времена Поликлета, немногие могли похвастаться таким “идеальным” телом, как у Дорифора.

Кроме того каноны использовались для установления единиц измерения, с помощью которых тело было удобно разбивать на части, которые потом составлялись в “идеальные” пропорции. Например, в древнейшей системе пропорций, древнеегипетском каноне, такой единицей измерения была длина среднего пальца. Считалась, что она равна 1/19 длины всего тела.

В древнегреческом каноне Поликлета единицей измерения была выбрана ладонь.

Древнеримский архитектор и писатель Марк Витрувий считал, что высота головы составляет 1/8 от общей высоты человека.

Леонардо Да Винчи продемонстрировал многие идеи Витрувия с помощью знаменитого изображения “витрувианского человека”, на котором изображен человек в двух позах, наложенных друг на друга, вписанных одновременно в круг и в квадрат.

Каноны пропорций в наши дни

Как вы могли догадаться, поиск совершенных методов измерения пропорций является бессмысленным занятием. Человеческие тела настолько различны, что все они никогда не смогут вписаться в единый стандарт. Уникальность каждого из них, является наиболее сложной и увлекательной частью изображения фигуры. Тем не менее:

Знание нескольких, самых основных пропорций окажет нам существенную помощь в рисовании, если мы будем применять это знание в комбинации с внимательным изучением тела конкретной модели.

Сегодня самой распространенной единицей измерения является голова. Считается, что общая длина тела составляет в среднем 7,5 – 8 голов.

В чем разница между фигурами высотой 7,5 и 8 голов?

Фигура высотой 8 голов будет иметь очень длинные ноги, такие как у топ-моделей, в то время как фигура высотой 7,5 головы выглядит более среднестатистической. Обратите внимание, что эти обобщения тоже не следует считать правилом.

Семь пропорций тела человека

Прежде чем углубиться в изучение, пожалуйста, запомните, что данные пропорции относятся к стоящей фигуре. Если фигура наклонена, сидит или лежит, измерять пропорции будет гораздо сложнее, и возможно, они не будут совпадать с пропорциями приведенными ниже.

Вот семь пропорций стоящей фигуры, которые полезно запомнить: 

1. Высота фигуры примерно 7,5 голов.

2. Линия сосков находится на расстоянии примерно двух голов от макушки.

3. На расстоянии примерно трех голов от макушки находится пупок.

4. На расстоянии примерно четырех голов от макушки располагается лобковая кость.

5. Лобковая кость делит фигуру вертикально пополам. Она находится в центре фигуры.

6. Запястье находится примерно на одной линии с выступом бедренной кости.

7. Локти расположены на одной линии с пупком.

Система пропорций человеческой фигуры: за и против

За:

  • система пропорций дает вам основные ориентиры для определения верных расстояний
  • пропорции помогают создать более точный рисунок, если сравнивать их с пропорциями конкретной модели
  • запоминание пропорций окажет незаменимую помощь в рисовании по памяти или “из головы”
  • запоминание пропорций поможет вам дать волю воображению, например, аниматор может принять решение удлинить или укоротить фигуру на одну-две головы, в случае, если он рисует вымышленного персонажа

Против:

  • если слишком сильно полагаться на заученные пропорции, это может привести к тому, что вам будет лень разглядывать модель и ваши рисунки станут безжизненными
  • из-за огромного разнообразия фигур и типов телосложений, ни одна система пропорций не может считаться непреложным правилом

Используем пропорции эффективно

Система пропорций может сделать ваши рисунки более универсальными или наоборот, более специфичными, в зависимости от того, как вы ее используете. Как, зная пропорции, добиться большей точности в рисунке?

Не ожидайте, что модель будет полностью соответствовать пропорциям, представленным выше, вместо этого, используйте их, чтобы найти различия. Например, вам известно, что пупок обычно находится на три головы ниже макушки. Измерьте и выясните, справедливо ли это правило по отношению к вашей модели.

Если нет, то в процессе измерения, вы сможете определить, на какой высоте находится пупок именно у того человека, которого вы рисуете.

Знание пропорций поможет вам развить то особое чутье, которое позволяет вычислять верное расстояние на глаз, даже если пропорции модели далеки от классических.

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:

 

urokiakvareli.ru

Пропорции тела человека для художника

Чтобы правильно нарисовать человека, пусть во весь рост или только наполовину, стоячим, сидячим или в движении, в первую очередь необходимо знать пропорции различных его частей. В случае, когда художник рисует человека без знаний и определений размеров, рисунок заранее обречён на неудачу. Каждый раз, когда вы садитесь за работу над вашим изображением — в первую очередь необходимо вымерить все пропорции и размеры. Далее, в этом уроке по рисованию человека, я научу вас как это правильно сделать:

Пропорции мужского тела:

Под понятие тела человека входит такие его составляющие, как голова, торс и конечности – руки и ноги. Для измерения пропорций тела художники применяют высоту головы. Когда вы определились с размером высоты головы, вы можете на основе дальнейших расчётов измерить все остальные параметры. Одним словом пропорции тела человека измеряются количеством голов, которые помещаются в торсе, руках или ногах.

1. Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз.

2. Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза.

3. Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз.

4. Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.

 

Теперь, что касается ширины тела мужчины. Здесь тоже есть свои размеры, отталкивающиеся всё от той же высоты головы.

1. Ширина мужских плеч равна высоте 2 головы.

2. Ширина мужской талии равна высоте 1,25 головы.

3. Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 головы.

 

Пропорции женского тела:

 

Женские пропорции измеряются так же, как и мужские, с помощью высоты головы, только, естественно, с другими цифровыми значениями. Не стоит забывать и о стиле рисования женщины. В отличие от рисунка мужчины, линии здесь более плавные, более нежные и светлые. Всем известно, что в разные времена существовала различная мода на женскую красоту, но в наше время считается эталоном высокая, стройная и длинноногая модель. В связи с этим и пропорции женского тела подогнаны под этот типаж.

 

Пропорции высоты или длины элементов тела женщины практически такие же, как у мужчины, за исключением двух.

 

1. Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы, умноженной в 8.5 раз.

2. Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза.

Теперь, что касается ширины женского тела:

1. Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы.

2. Ширина женской талии равна высоте 1 головы.

3. Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы.

 

Подошёл к концу очередной урок по рисованию. На этот раз мы разобрали пропорции человеческого тела, так что теперь, при рисовании человека у вас не должно возникнуть особых проблем. Следите за новостями сайта, подписывайтесь на обновления, что бы быть в курсе последних уроков.

art-assorty.ru

Пропорции фигуры человека. Идеальные пропорции женщины, мужчины, детей, стариков

Пропорции фигуры человека

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом. Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры«. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным, т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей, которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров, так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции.

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов, но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов  — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

 

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты. Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины. Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится  выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом, напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщиныРаспределение жира у мужчины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели, как правило, сокращаются, становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека.

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса «Как нарисовать человека».

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

web-paint.ru

Обычные пропорции тела человека - MakingComics.com

Девин Ларсон

19 января 2014г

Рисование фигур — занятие непростое. Для умелого изображения тела человека вам одновременно понадобятся знания об анатомии, весе, движении и перспективе. Научиться этому столь же сложно, сколь и полезно: если только героем вашего комикса не задумывается неодушевлённый объект, то увильнуть от изучения фигур всё равно не получится. А раз не получится, значит стоит научиться получать удовольствие. И не волнуйтесь: у нас вы найдёте информацию по каждому шагу этого пути. А первым из них будет умение видеть, как тело человека можно построить из простейших фигур и понять правильное соотношение их размеров (пропорции).

Эта статья посвящена не тому, как рисовать фигуру, но как научиться её правильно видеть. Сам процесс рисования мы детально разберём в дальнейших статьях.

На первый взгляд изображение человека представляется сложной задачей, но стоит лишь разбить его на несколько базовых форм, как строение фигуры окажется довольно простым: голова и грудная клетка вписываются в овал; таз изображается в виде короткого цилиндра или горизонтального овала; а руки и ноги состоят из двух длинных цилиндров, сгибающихся в центральном суставе. Сами же плечевые, тазобедренные и коленные суставы имеют форму шара. Кисти рук и стопы можно упрощённо представить в виде плоских клиновидных фигур.

Внимательно изучите наброски и присмотритесь к лежащим в их основе фигурам:

Умение видеть фигуру в качестве суммы простых форм поможет вам с их помощью нарисовать абсолютно любую позу. Каждый из набросков я начинал с головы, поскольку её положение и угол наклона отобразится и на всей остальной фигуре. Далее движение развивается благодаря туловищу. Оно малоподвижно (может только немного скручиваться и сгибаться вперёд) и, в свою очередь, состоит из двух основных частей: грудной клетки и таза. Цилиндрические ноги и руки отходят от туловища; их положение может не зависеть от основной направленности движения тела.

Теперь давайте поподробнее рассмотрим каждый из элементов.

Если точностью других элементов можно поступиться, то с головой такой фокус не пройдёт; придётся потрудиться. При взгляде спереди она представляет собой овал; со стороны же (в профиль) — идеальный круг (содержащий основную массу черепа), на который наложен сплюснутый овал лица.

Теперь перейдём к тому, как размеры отдельных черт лица соотносятся друг с другом. Ровно посередине головы находится линия глаз — воображаемый ориентир, который поможет нам правильно выбрать место расположения глаз. Разделив нижнюю половину лица на три части, мы получим уровни основания носа и контур нижней губы.

Подобно тому, как размер головы используется для определения пропорций тела, размер глаза применяется для определения пропорций лица. Сами глаза находятся на расстоянии одной ширины глаза от края лица и друг от друга. Длина носа равна высоте трёх глаз, а рот находится на один глаз ниже основания носа.

Рот находится строго по центру, а его ширина составляет две ширины глаза. Так что, если провести вертикальную линию от центра каждого глаза вниз, мы увидим, где будут располагаться уголки рта. Расстояние от одного из них до другого также служит основанием воображаемого треугольника, третьей вершиной которого будет переносица. Линии между ней и уголками рта подскажут, где расположить крылья (внешнюю часть ноздрей) носа. Как показано на рисунке выше, этот приём можно использовать и при рисовании лица в профиль.

И, напоследок, пара слов о соотношении размера кисти руки и лица: если расположить основание ладони на подбородке, то кончик среднего пальца будет едва-едва касаться линии роста волос. Это может помочь вам определиться с размером кисти.

В упрощённом виде туловище состоит из двух овалов и подвижного цилиндрического пространства между ними. Нижняя и верхняя части способны на самостоятельное движение в ограниченное объёме, диктуемом возможностями подвижного стержня (позвоночника), который проходит вдоль спины и скрепляет грудную клетку с тазом.

В грудной клетке есть несколько важных ориентиров, которые стоит запомнить. Представьте, что она соединена с головой цилиндром шеи. У основания этого цилиндра находится рукоятка грудины, которая связывает ключицы с грудной клеткой. Сами ключицы тоже важны: рисуя фигуру, сразу вслед за головой я обычно черчу линию, обозначающую примерный угол их наклона. Это помогает определить, где будут располагаться плечи, и каким будет положение остальной части туловища. Но не будем пока в это углубляться.

Ключицы вращаются относительно рукоятки грудины в зависимости от движения плеч. Прямо под рукояткой находится тело грудины. Поскольку оба этих элемента неподвижны, проще всего их представлять в виде единого целого, прикреплённого к грудной клетке. К тому же вместе они похожи на галстук, который решила приодеть ваша шея!

Основание грудины образует ещё один треугольник. Его нижние вершины обозначают края грудной клетки, которые могут быть видны у человека в зависимости от его телосложения.

Как мы уже упоминали раньше, руки и ноги состоят из двух цилиндров, соединённых шарнирными суставами. Каждая конечность крепится к туловищу при помощи шаровидного сустава (руки — плечевыми, ноги — тазобедренными). На другом её конце находится ещё один сустав с прилегающей к нему сложной клиновидной формой: кистью или стопой.

Из-за сложности строения и подвижности кистей и стоп может потребоваться немало времени, чтобы приноровиться к их изображению. Представьте пока, что вместо стоп вы видите кусок сыра, спереди и сзади напоминающий по форме прямоугольный треугольник. Раскрытые ладони можно упрощённо представить в виде подвижных плоских клиньев, а сжатые кулаки — в виде кругов (при этом артикуляция больших пальцев может отличаться от остальных).

Амплитуда движений конечностей ограничена, но, чтобы полностью оценить её возможности, понадобится немало наблюдения и практики. В шаровидных суставах, которые связывают конечности с туловищем, они вращаются свободно, но в локтях и коленях сгибаются лишь в одном направлении. Предплечья содержат две параллельные кости: локтевую и лучевую. Они прикрепляются к локтю и вращаются относительно друг друга в области запястья, что позволяет нам крутить ладонью. Форма предплечья при этом немного меняется. Более детально анатомию человека мы изучим в последующих статьях.

Теперь, когда вы видите, как фигуру можно составить из простых форм, мы можем обсудить пропорции тела и то, как измерить разные его части благодаря размерам головы. Большинство художников начинает рисовать фигуру с овала головы, что весьма разумно, ведь её размер можно использовать, чтобы задать пропорции остального тела. Они могут отличаться от человека к человеку, но всё равно как правило попадают в определённый диапазон “художественного стандарта”, с которым я вас и познакомлю. Рассказать здесь есть о чём, так что медлить не будем.

Рост взрослого человека в среднем составляет семь с половиной голов, но в художестенном стандарте эту величину обычно приравнивают к восьми. Это измерение относится только тому, как размер тела зависит от размера головы; рост и пропорции — не одно и то же! Например, женщины в среднем ниже мужчин, однако пропорционально различий между ними нет, поскольку женская голова меньше мужской.

“Героические” пропорции используют соотношение 9:1. Такими обычно изображают сверхсуществ: героев греческих мифов или супергероев из комиксов. Героические фигуры превосходят обычных людей на целую голову, а следовательно и все их части тела будут больше.

Стоит нашей фигуре начать возвращаться в детство, как её голова будет становиться меньше, а соотношение высоты головы к размерам тела — увеличиваться. На схеме видно, что рост пятилетнего ребёнка составляет шесть голов. Чем моложе ребёнок, тем больше кажется его

www.makingcomics.com

Пропорции человека для рисования. Пропорции лица и фигуры человека

Тому, кто хочет научиться рисовать фигуры и лица людей, потребуется время, чтобы изучить основные пропорции человека для рисования карандашом или ручкой. Фигура человека является одной из сложнейших структур в природе, а изображение ее имеет огромное количество вариаций. И, естественно, не стоит испытывать чувство разочарования, если что-то не получается с первого раза. Опыт приходит со временем.

Пропорции головы и тела человека, теория рисования

Естественно, пропорциям человека свойственно меняться, но в процессе обучения нужно останавливаться на классической фигуре, которая в измерении равна именно восьми головам. Несмотря на то что в природе рост человека приблизительно на половину головы меньше, на практике такое измерение неудобно при расчетах.

Но прежде всего необходимо помнить, что набросок – это не построение какой-либо схемы, и невозможно вычислить в миллиметрах или сантиметрах каждую часть тела человека и перенести эти размеры на бумагу. Главный инструмент художника – это его глаза и карандаш.

Использование головы в виде единицы измерения, конечно, очень удобно, но необходимо также научиться пользоваться собственным глазомером. Это также поможет соблюдать все пропорции человека. Для рисования фигуры человека изначально стоит ознакомиться с основной теорией построения наброска, которая поможет правильно воссоздать структуру человеческого тела.

Создание особенного графика для рисунка

Для того чтобы правильно соблюсти все пропорции фигуры человека, рисование необходимо начинать с создания графика. Именно по нему потом будут выравниваться суставы, а также вырисовываться мышечная структура тела. И все это независимо от пола человека.

График разделяется на восемь равных частей, где первая будет состоять из головы. Это измерение было установлено еще в эпоху Возрождения и является идеальным для создания необходимой пропорции человека. Для рисования людей всегда использовался средний рост, который и был равен восьми головам.

Первая часть рисунка, состоящая из наброска: графика

Итак, нужно изобразить овальную или яйцевидную форму с заостренным концом снизу в первой части представленного графика. Далее, между отметками 3 и 4 добавить тазовую кость, а также тазобедренные суставы. Их ширина приблизительно составляет полторы или две ширины головы. А теперь можно изобразить позвоночник, который соединяет таз с головой. Это важнейшая часть тела человека. Центр тяжести и стабильности.

Дальнейшее рисование человека, пропорции тела которого тщательно соблюдаются при помощи графика, переходит к ногам и коленям. На отметке 6 располагаются коленные суставы. Причем необходимо отметить: чтобы на более позднем этапе наброска или рисунка правильно расположить мышцы ноги, линия, которая соединяет коленный сустав с бедром, должна быть внутренней, а та, что идет к стопе, внешней. Это и есть естественный вид человеческой ноги.

Осиная талия и плечевые суставы человека

Следующая часть наброска – это грудная клетка, которая также состоит из овала, и он по своим размерам равен тазу. Но стоит отметить, что он словно обрублен в нижней своей части. Именно это поможет создать в дальнейшем плоский живот для мужской фигуры или осиную талию для женской, а может быть, даже подчеркнуть жировые складки.

Линия плеча находится приблизительно на полпути между отметками один и два, а ширина составляет от двух до трех головных. Видимое положение плеч может меняться, и от этого зависит очень многое. Это могут быть слегка изогнутые вниз или находящиеся в напряжении плечевые суставы. Тогда и линия будет выглядеть уже по-другому, она будет чуть выше.

Линия плеча очень индивидуальна, она помогает изобразить на следующих этапах рисунка либо мускулистую шею, либо длинную женскую, или вообще подчеркнуть, что у человека отсутствует шея, утопая в складках жира.

Набросок руки и кисти

И, наконец, можно приступить к запястьям, которые расположены на отметке 4, чуть ниже тазобедренной части. Каждый человек может убедиться в этом, проверив на себе, встав ровно и расположив руки напротив бедер. Пальцы же заканчиваются приблизительно на середине бедра. Локтевые суставы располагаются на уровне талии на отметке 3.

Так при помощи простого графика были соблюдены все основные пропорции человека. Для рисования туловища сбоку также необходимо использовать такую простую схему. Тогда с каждым последующим наброском туловище человека будет выглядеть все точнее и естественнее. Ну и со временем можно будет совсем отказаться от подобного графика, используя только простые наброски. В основном это зависит от того, сколько времени человек уделяет рисованию. Чем больше упражняться, тем быстрее станет развит глазомер, и необходимость в подобных построениях отпадет сама собой.

Структура внешности

А для того чтобы соблюсти все пропорции лица человека, для рисования необходимо использовать несколько основных правил. В овале, который изображает голову, проводятся прямая горизонтальная и вертикальная линии. Они должны делить будущее лицо на равные доли. Верхняя часть овала – это лобная. Глаза располагаются точно посередине головы.

Основная ошибка начинающих художников состоит в том, что глаза зачастую располагаются в верхней части головы. Это неправильно и не соответствует пропорции лица человека. Для рисования следует опять-таки использовать среднестатистическую внешность. В природе, естественно, можно встретить людей, которые могут обладать непропорциональной фигурой или нестандартной внешностью.

Голова человека и части лица

Структура внешности каждого человека очень индивидуальна. Но на начальных этапах рисования лучше всегда использовать стандартные размеры и пропорции. Рисование головы человека, пропорции лица также строятся при помощи небольшого графика. Определив на нем расположение глаз, следует провести линию, на которой будет располагаться нос.

Он находится ровно посередине между линией глаз и подбородком. Рот располагается между линией носа и подбородком, а кончики губ всегда пропорциональны глазным зрачкам. И если провести визуальные прямые линии, глядя в зеркало, каждый человек может убедиться в этих пропорциях.

И, наконец, уши. Они расположены между линией глаз и носа. Естественно, бывают ушки маленькие, аккуратные, а бывают, как многие называют такую часть головы, "лопухи". И, тем не менее, расположение их все равно находится в этой же точке. Так, следуя несложным правилам, можно легко научиться передавать на бумаге основные черты лица человека или его фигуру.

fb.ru

Азы анатомии человека: основные пропорции тела

Конечно, мы не сможем за один урок охватить все чудеса человеческого тела. Дело даже не в том, что человек организован сложнее, чем любое другое животное на Земле. Человеческое тело имеет множество вариаций, и мало какой вид представлен в стольких размерах и формах. Поэтому не расстраивайтесь, если у вас не сразу всё получится. Перед вами стоит действительно непростая задача. 

Мы будем формировать необходимый навык с нуля – так же, как и умение рисовать в целом. Прежде всего наметим скелет несколькими линиями, потом нарастим ему мышцы и добавим детали. В последнюю очередь нарисуем лицо. 

Первое, что нам пригодится – это знание пропорций. Сначала мы будем практиковаться на упрощённых фигурах. Но впоследствии не только изучим «идеальные» пропорции, но и узнаем, как они варьируются в зависимости от возраста, пола и даже национальности.

Если вы рисуете на компьютере, то вам наверняка захочется, чтобы ваша работа выглядела так, как будто она создана карандашом на бумаге. В этом случае я могу порекомендовать вам наборы кистей для Photoshop на сайте GraphicRiver. Среди них вы найдёте замечательный набор для классического рисования «Classic Art Brush Pack». 

Основа скелета

Создаём схему человеческого тела

В основе пропорционального тела всегда лежит определённый порядок сочленений. Он не зависит от пола и возраста и всегда остаётся неизменным: любой иной расклад мы воспринимаем как патологию. Этот неизменный порядок – основа пропорций. Я советую вам не просто изучить схему, но и создать свою собственную, чтобы лучше усвоить материал. 

Сначала нарисуйте овал яйцевидной формы – это голова. Её острый конец должен быть направлен вниз: он изображает подбородок. Определите длину получившегося «яйца» и отмерьте это расстояние восемь раз вниз по вертикали, ставя засечки. Последняя из них окажется на земле. 

Это определение «идеальной» человеческой фигуры было придумано в эпоху Ренессанса: тогда считалось, что мужской рост должен составлять восемь голов в длину. Очевидно, что в реальной жизни вы с трудом найдёте таких людей. Даже рост жителей Северной Европы, с которых списывали этот стандарт, составляет скорее семь голов. И всё же я предлагаю начать именно с этой модели, потому что так проще понять соотношение пропорций.

Таз

Следующим шагом нарисуйте таз, упрощённый до приплюснутого кружка. Он должен располагаться между засечками 3 и 4 и быть примерно в полтора-два раза шире головы. После этого проведите линию позвоночника, которая соединяет таз с головой. Стоит отметить, что таз – важнейшая часть тела, центр гравитации и устойчивости. 

Ноги и колени

Предположим, что наша фигура стоит прямо – так, что её ступни выровнены по вертикали с тазобедренными суставами. В таком случае коленные суставы окажутся на отметке 6, она совпадёт с дном коленных чашечек. 

Когда нога распрямлена, колено оказывается на одной вертикальной прямой с бедром и лодыжкой (на рисунке слева). Но эта прямая линия не совсем точна. Чтобы фигура выглядела реалистично, соедините тазобедренный сустав с внутренней частью коленной чашечки, а затем внешнюю часть коленки – с тыльной стороной лодыжки, как на рисунке справа. Это очень упрощённое, но весьма точное представление о фактической структуре кости. Оно поможет вам при рисовании естественного облика человеческой ноги, которая от бедра к колену становится всё уже, затем расширяется в суставе и снова сужается. Это понимание позволит вам правильно разместить мышцы на более позднем этапе. 

Грудная клетка, соски и пупок

Группа, состоящая из грудной клетки и лёгких – третья по важности величина в человеческом теле после головы и таза. Если смотреть упрощённо, это ещё один овал. Он начинается на половине расстояния между отметками 1 и 2 и должен заканчиваться на отметке 3, но лучше обрубить его нижнюю часть, как показано на картинке. Это поможет воспроизвести форму настоящей грудной клетки. Пустое пространство между грудной клеткой и тазом очень важно: в реальной жизни эта часть мягкая и наиболее подвержена изменениям (плоский живот, полный живот, осиная талия). В этом месте позвоночник чаще всего сгибается и вращается. Важно помнить об этом и не слеплять туловище и таз в одно целое: это заблокирует свободу движений вашего персонажа. По ширине овал грудной клетки должен быть таким же, как таз. 

Не забудьте обозначить соски на отметке 2, по вертикали они должны оказаться прямо под краями головы. Пупок будет на отметке 3. 

Плечи

Линия плеч проходит посередине между отметками 1 и 2. Ширина плеч – три или четыре головы, и тут стоит отметить, что их видимое расположение может варьироваться. Начнем с того, что края линии плеч изогнуты вниз, но при натяжении плечи напрягаются, так что кривая может подниматься и казаться выше. Кроме того, на внешний вид сильно влияет трапециевидная мышца. Спереди она выглядит так, как будто соединяет плечо и шею. Эта мышца в высшей степени индивидуальна. Если она натренирована и содержит много жира, это сделает линию плеч настолько высокой, что будет казаться, будто шеи нет совсем. Напротив, слаборазвитая трапециевидная мышца, часто встречающаяся у молодых женщин, визуально удлиняет шею. 

Мы отклонились от темы скелета лишь затем, чтобы устранить путаницу между настоящим и кажущимся положением линии плеч. Примеры разных видов плеч в зависимости от степени развитости трапециевидной мышцы вы можете видеть на рисунке ниже. 

Рука, запястье и кисть

Наконец, перейдём к рукам. Запястья помещаются чуть ниже отметки 4, под тазобедренными суставами (которые, напротив, лежат чуть выше этой отметки). Вы можете самостоятельно это проверить: встаньте в полный рост и прижмите запястья к бёдрам. Пальцы в таком случае должны заканчиваться на середине бедра, на отметке 5. С локтевыми суставами всё сложнее, поэтому мы изучим их чуть позже. Сейчас просто отметьте их как удлинённые овалы, лежащие на отметке 3. 

Вот мы и закончили… почти. Теперь давайте дорисуем наши отметки до полноценных линий и посмотрим, как это всё работает в профиль.

Основа скелета в профиль 

Снова начнём с того, что нарисуем голову. Это точно такая же форма яйца, только его кончик должен быть направлен не вертикально вниз, а по диагонали. Проведите прямую вертикальную линию от макушки к земле.

Если фигура стоит прямо, то таз, плечо и колено окажутся на одной прямой линии. Чтобы изобразить таз, нарисуйте такую же форму яйца, как для головы, только более узкую. На этом совпадения с предыдущей схемой заканчиваются. 

Позвоночник в профиль

Сбоку позвоночник выглядит, как приплюснутая буква «S». Линия позвоночника идёт от основания черепа вниз и чуть вправо, пока не достигает своей наиболее выпуклой точки на уровне плеч. Не упускайте из виду тот факт, что плечевые суставы располагаются впереди позвоночника! Это опять же объясняется тем, что линия плеч в реальности имеет форму дуги (см. голубой кружок на рисунке). 

Дойдя до наиболее выпуклой точки, линия позвоночника изгибается и идёт снова вперёд, пока не достигает следующего поворота чуть выше таза. Это поясница, и её глубина сильно варьируется. Слишком глубокий изгиб поясницы образует патологическую выпуклость позвоночника – лордоз. Последний отрезок линии позвоночника совсем короткий, он заканчивается в области копчика.

Грудь и ноги в профиль 

Грудная клетка примыкает к позвоночнику и в умеренно натренированном теле располагается строго вертикально. Она естественным образом выдаётся вперёд.

Тазобедренный сустав нарисуйте немного левее основной оси и уравновесьте его лодыжкой, которая, напротив, располагается чуть правее. Таким образом, линия, соединяющая бедро, колено и лодыжку, окажется изогнутой. Она идёт от тазобедренного сустава к передней стороне колена и от задней части коленного сустава – к лодыжке.

Если схема нарисована правильно, то мы сможем провести условную дугу, соединяющую голову, грудь и ноги. В норме она должна выглядеть, как на рисунке (зелёным цветом). Если эта дуга сплющена и выгнута, зрителю будет казаться, что фигура неустойчива или сутулится. 

Руки в профиль

И снова руки. Верхняя часть руки выходит из плечевого сустава и идёт строго вниз, так что локоть и плечо оказываются на одной линии (иногда локоть может отклоняться немного назад). Рука в расслабленном состоянии никогда до конца не разгибается, так что нижняя её часть не строго вертикальна. Она должна быть наклонена так, чтобы запястье приблизительно совпало с тазобедренным суставом. Кроме того, если рука находится в состоянии покоя, пальцы должны быть слегка согнуты, как изображено на рисунке. 

Итог

Мы изучили основные пропорции, единые для всех людей. На рисунке изображена схема, которая суммирует всё вышесказанное. 

Подсказки

Рисунок ниже – это шпаргалка, которая поможет вам запомнить некоторые соотношения размеров в нашем теле. Она будет особенно полезна в том случае, если фигура вашего персонажа не будет стоять навытяжку, а примет причудливую позу. 

Время для практики

Мы изучили огромный материал. Пришло время прервать теорию и попрактиковаться рисовать основу скелета. Вы должны привыкнуть к схеме, и только тогда мы сможем перейти к разнице между мужскими и женскими пропорциями и другим различиям. Советую вам каждый день использовать свои знания в набросках, рисуя поверх быстрого энергичного скетча основу скелета со всеми необходимыми пропорциями. 

Советы

Обычно я первым делом рисую голову, но на практике не имеет значения, с какого места начинать, особенно если вам удобно и у вас всё получается. Но если вы ощущаете неуверенность или испытываете трудности, советую вам делать всё в том порядке, который мы только что изучили. 

Возьмите себе за правило набрасывать пропорции лёгкой рукой, без нажима. Помните, что поверх них вам ещё предстоит рисовать остальные детали. Финальные линии рисунка обычно наносят ручкой или чернилами, а вспомогательные стирают (отсюда и важность мягкого нажима). Даже если я делаю набросок сразу шариковой ручкой, чтобы потом перенести его на другой лист, мягкий нажим помогает мне вычленить вспомогательные линии и не запутаться.

Автор: Joumana Medlej

 

Поделиться статьей:

 

urokiakvareli.ru

Пропорции тела.

Учение о пропорциях тела имеет для художника большое практическое значение. Это учение содержит материалы, путем сравнения с которыми облегчается нахождение индивидуальных особенностей каждой данной позирующей модели.

За долгую историю развития изобразительного искусства и историю развития науки о формах и строении тела человека было предложено много канонов, т.е. правил, которые характеризуют основные размеры человеческого тела. Было сделано много попыток использования различныхмодулей– размеров отдельных частей данного тела. Эти размеры принимали в качестве той или иной величины других частей тела того же самого человека. В качестве модулей были предложены размеры целого ряда частей фигуры человека: высота головы, высота одного мозгового черепа, длина позвоночного столба или его части, длина всей кисти или только длина ее среднего пальца, длина стопы.

Давно было предложено считать, что длина среднего пальцакисти укладывается в росте тела 19 раз –египетский канон,авысота головыукладывается в высоте всего тела 8 раз –древнегреческий канон.Эти соотношения относятся к фигуре, имеющей рос около 180 см.Ширина распростертых рукприближается к величине роста тела, т.е. при этом положении вписывается в квадрат, а тело человекас поднятыми и разведенными рукамиис расставленными ногами, вписывается в круг, центр которого соответствует положению пупка –канон эпохи Возрождения.

А

Б

Рис. 55. Пропорции головы:

А – пропорциональное деление головы по Н.Н. Костерину, Б – пропорциональное деление головы по Н.Н. Ростовцеву

При рисовании головы, по мысли П.П. Чистякова, чтобы не упустить характер лица «…измерь между двумя глазами (есть ли) третий – нет, вот и характер, голова делится на три части – нет, опять характер, слезники глаз над ноздрями, если нет, то нос широк или узок – все это надо сразу подчеркнуть, опять будет характер».

А вот пропорции человеческой фигуры, трактуемые Леонардо да Винчи в его работе «Записи и рисунки»:

«Расстояние между разрезом рта и началом носа (снизу) равно седьмой части лица.

Рис. 56. Пропорции фигуры человека.

Расстояние между ртом и низом подбородка будет четвертой частью лица и равна ширине рта.

Расстояние от крайнего выступа подбородка до горла будет равно расстоянию от рта до низа подбородка и четвертой части лица.

Вся стопа вмещается (в расстояние) от локтя до сочленения кисти и от локтя до прикрепления руки с внутренней стороны груди, когда рука согнута. Стопа такой же величины как вся голова человека…; стопа вмещается 3 раза от конца длинного пальца до плеча, т.е. его сочленения.

Расстояние от подбородка до челюсти равно половине головы, и оно равно толщине шеи в профиль.

Когда человек стоит на коленях с руками на груди, то пупок и также концы локтей будут серединой его высоты.

Локоть (52 см) – четвертая часть высоты человека и равен наибольшей ширине плеч.

От одного сочленения плеча до другого будет две головы, и столько же будет от вершины груди до пупка; от упомянутой вершины до начала детородного члена – одна голова.

Стопа длиннее кисти на толщину руки в области сочленения с кистью, т.е. там, где она всего тоньше с передней стороны.

От края одного плеча до другого столько же, сколько от верхушки груди до пупка; и эта часть вмещается четыре раза (в расстояние) от низа стопы до начала низа носа.

Ладонь руки без пальцев вмещается два раза в стопе без ее пальцев.

Расстояние между концами оси внутри и снаружи стопы, называемой лодыжками стопы, будет равно расстоянию между ртом и слезным мешком глаза.

Ширина плеч – 1/4 целого. От сочленения плеча до кисти – 1/3. Наибольшая ширина лица равна расстоянию ото рта до начала волос.

Козелок, находящийся в ушной раковине в направлении к носу, будет серединой между затылком и бровью.

Отверстие уха, выступ плеча, выступ бедра и стопы представляют перпендикулярную линию.

Высота мозгового черепа (от верхушки головы до нижнего края носа) укладывается в росте тела 10 раз.

Расстояние между сосками равно высоте головы, а ширина грудной клетки – полутора размерам высоты головы, а расстояние между большими вертелами равно (у женщин) 1/3 высоты головы. Передне-задний размер грудной клетки приблизительно равен высоте головы. Высота головы равна 21–23 см.

«…Человеческое тело таково: лицо от подбородка до верха, где начинаются волосы, составляет десятую часть человека…

…от верхней части груди, до того места, где начинаются волосы, – одна шестая часть…» (А. Дюрер).

Рука короче ноги. Опущенная рука снаружи кажется длиннее, чем с внутренней стороны. Длина ноги сзади или с внутренней стороны кажется короче, чем снаружи или спереди, туловище спереди короче, чем сзади, а шея спереди длиннее, чем сзади. Пальцы с тыльной стороны и на кисти, и на стопе длиннее, чем с ладонной стороны на кисти и с подошвенной на стопе.

Рука при сгибании спереди укорачивается, а сзади удлиняется. То же самое можно сказать и про ногу. Бедро сзади при сгибании ноги в коленном суставе кажется укороченным, а при разгибании удлиненным.

Опущенная рука доходит концом среднего пальца до середины бедра или спускается несколько ниже ее, а локтевой сустав при этом находится примерно на уровне пупка. У поднятой руки этот сустав располагается на уровне верхушки тела или несколько превышает ее.

Плечо длиннее предплечья, как и бедро длиннее голени. Если считать плечо от плечевого отростка лопатки до уровня локтевого сустава, то оно составляет по своей длине примерно половину длины позвоночного столба. А длина позвоночного столба соответствует расстоянию между нижним концом носа и верхним краем лонного сращения.

Предплечье примерно равно длине стопы и полутора размерам длины кисти.

Длина кисти составляет четвертую часть длины позвоночного столба; равна высоте лица. Длина кисти нередко равна расстоянию между концами разведенных ее первого и пятого пальцев или несколько превышает этот размер. Наибольшая же ширина кисти в области головок пястных костей почти достигает длины среднего пальца.

Длина бедра составляет примерно одну четвертую часть роста тела и равняется длине голени, взятой вместе с высотой стопы. Длина стопы равняется расстоянию между передними верхними подвздошными остями.

Серединой вертикально стоящей фигуры является лонное сращение, делящее ее на две равные части – верхнюю и нижнюю.

Голень со стопой равны высоте двух голов; бедро (от коленного сустава до большого вертела) также равно высоте двух голов.

Запомните, что расстояние от нижней носовой точки до яремной вырезки грудины, длина грудины, расстояние от пупка до лонного сращения, длина тыльной поверхности стопы (от голеностопного сустава до конца стопы), четвертая часть позвоночного столба, длина кисти, длина ключицы, высота лопатки, расстояние между лопатками при спокойно опущенных руках, расстояние от пупочной до тазобедренных точек составляют примерно одинаковые величины.

Длина плеча равна расстоянию от «плечевой точки» (наружный край клювовидного отростка лопатки) до сосковой точки противоположной стороны, а длина предплечья равна расстоянию от сосковой до пупочной точек. Длина бедра равна расстоянию от сосковой точки до тазобедренной точки (середина расстояния между передней верхней подвздошной остью и лобковым бугорком) противоположной стороны, а длина голени – расстоянию от сосковой точки до тазобедренной точки той же самой стороны.

Окружности тела. Окружность кисти, согнутой в кулак, равна длине стопы, удвоенная окружность запястья равна окружности шеи, а удвоенная окружность шеи – окружности талии.

Велики изменения пропорции тела, связанные с возрастом. Высота головы у новорожденного укладывается в высоте роста четыре раза, у двухлетнего ребенка – пять раз, у семилетнего – шесть раз, а лет в четырнадцать –7 раз.

А Б

В Г

Рис. 57. Вспомогательные линии движения торса и конечностей:

А – торс с передней поверхности, Б – таз с задней поверхности, В – верхняя конечность с боковой поверхности, Г – нижняя конечность с передней и боковой поверхности.

Длина тела новорожденного равна в среднем 50 см, а середина тела совпадает с пупком. Длина рук и ног до 10 лет одинаковая. Плечо и предплечье по длине равны. После рождения особенно сильно растут ноги, и центр фигуры с возрастом спускается с пупка до лонного сращения.

С возрастом изменяются все относительные размеры частей тела. За период роста, от новорожденного до взрослого, высота головы увеличивается примерно в два раза, в то время как длина туловища – в три, руки – в четыре, ноги – в пять, а шеи – в семь раз. Обычно заметны и различия в пропорциях между мужской и женской фигурами. У мужчин рост тела выше, чем у женщин, относительно длиннее нижние конечности и шире плечи, шире грудная клетка, длиннее кисти и стопы, толще шея.

Все приведенные краткие данные о пропорциях тела имеют только ориентировочное значение и дают материалы для сравнения. Эти материалы тем более могут быть полезны художнику, что все индивидуальные особенности изображения человека, данной позирующей модели, познаются только путем сравнения.

studfile.net

Создание пропорций тела человека. Правила рисования пропорционального лица

Чтобы академический рисунок выглядел гармонично и реалистично, в нем все должно быть четко продуманным и соразмеренным. Поэтому правильное построение пропорций – это одна из основных задач, которую надо решить при создании рисунка. Эта работа не самая простая, но для создания красивых изображений просто необходима.

Зачем нужно строить пропорции?

Любой художник, независимо от стиля, в котором он собирается работать, должен овладеть академическим рисунком. Это своего рода фундамент всей живописи, необходимый как художникам, так и архитекторам, дизайнерам, скульпторам.

Изучение академического рисунка начинается с азов. Ученики сначала проходят геометрические фигуры, затем розетки и капитель. И только после этого переходят к изображению головы и тела человека. Осваивая портреты, они начинают с гипсовых голов, а затем переходят к рисованию с натуры. Если речь идет об изображении людей в полный рост, то тут процесс тоже проходит постепенно – скелет, мышцы, гипсовая фигура, обнаженная натура.

Художник очень часто сталкивается с тем, что изображаемый объект значительно больше, чем лист бумаги или, наоборот, меньше. В натуральную величину не всегда получится изобразить ни фигуру человека, ни маленькую бабочку. Чтобы передать изображение максимально точно, необходимо уменьшить или увеличить исходный объект, при этом правильно передавая соотношение его размеров.

Рисуете ли вы портрет, пейзаж или натюрморт – соблюдать пропорции необходимо. Умение делать это является одним из самых важных для любого художника.

Как правильно рисовать пропорциональное лицо?

Работа над портретом начинается с компоновки. Размер изображения должен быть гармоничным, не слишком большим и не слишком мелким, сопоставимым с размером листа бумаги.

Многие художники, когда впервые берутся за портрет, уделяют основное внимание отдельным чертам – глазам, носу, губам. И это ошибочное решение, ведь зачастую при этом они не видят общего – овала лица. А ведь рисунок начинается именно с него.

По форме голова человека напоминает яйцо, однако это аналогия весьма примерная, это надо учитывать, занимаясь рисованием.

Всем известно, что тело человека не полностью симметрично. Тем не менее, при создании портрета придерживаться симметрии необходимо. Поэтому преподаватели на курсах всегда учат начать работу над изображением с построения оси симметрии, которая поделит рисунок на правую и левую части.

Еще одну линию необходимо провести перпендикулярно оси симметрии. Она поделит изображение по горизонтали. Эти две прямые помогут правильно расположить глаза, нос, губы и брови. Поставьте по точке на середине левой и правой частей горизонтальной линии – там будут располагаться глаза. Нижнюю половину вертикальной линии нужно поделить на пять одинаковых частей. Вторая сверху точка – это кончик носа, а третья – складка между губами.

Верхняя часть делится на четыре одинаковых отрезка. Между второй и третьей точкой снизу, как правило, находится линия роста волос. Уши нужно рисовать примерно между верхним веком и кончиком носа, при этом имейте в виду, что если взгляд модели направлен вверх или вниз, расположение уха изменится.

Если на вашем портрете будет изображен человек в профиль, пропорции не поменяются, только ракурс и компоновка на листе бумаги. Форма головы все также будет напоминать яйцо, но его острый кончик будет направлен в сторону. Вам необходимо нарисовать те же центральные линии, однако теперь они будут делить голову на лицо и череп (переднюю и заднюю части).

Ухо на портрете в профиль расположено за центральной горизонтальной линией. Черты сохраняют свое положение как на изображении в анфас. Переносица находится аккурат на центральной линии, иногда чуть выше.

Во время рисования портрета нужно иметь в виду, что у каждого свои особенности внешности – длина и толщина носа, размер, разрез, посадка глаз и так далее. Чтобы добиться портретного сходства, нужно точно уловить и передать эту специфику. Для этого вам понадобится много практики, мастерство улавливать пропорции и мелкие детали придет со временем.

Рисуем пропорциональное тело

Художники-новички, как правило, сначала работают с фигурами среднего размера, потому что на этом примере проще понять, как строить пропорцию человеческого тела. На первом этапе обучения необходимо освоить скелет, потом перейти к мышцам, а уже после этого браться за изображение человека

Чаще всего в качестве единицы измерения используют высоту головы. В среднем длина тела – это семь голов, но шесть или восемь тоже считается нормой. Кроме того, туловище вместе с шеей – это три головы, столько же – верхние конечности, а нижние – три с половиной.

У детей голова занимает большую часть всего тела. У новорожденного она вообще составляет примерно четверть всей высоты. Однако с возрастом у ребенка ноги становятся все длиннее, поэтому со временем голова пропорционально уменьшается.

Когда человек стареет, его тело претерпевает определенные изменения. Тело сгибается, плечи становятся более круглыми, позвоночник и шея как бы толкают голову вперед. Кожа утончается, из-за чего вены могут стать более видными. Локти и запястья кажутся крупнее.

Работа над фигурой начинается с проведения вертикальной прямой линии, длина которой соответствует его росту. Если разделить ее пополам, то в середине окажется лобковая кость. Верхнюю и нижнюю часть делим еще пополам и определяем положение сосков и коленных чашечек. Голова составляет половину самого верхнего отрезка. На середине линии от груди до лобковой кости располагается пупок. Кисть руки нужно рисовать от уровня той линии, которая делит рост пополам.

Рисование пропорциональных фигур

Работаете вы с моделью или предметом, начинать всегда стоит с наброска. Установите место изображаемого объекта на листе бумаги и определите его примерный размер.

Если вы рисуете портрет в полный рост, то можно сначала построить пропорциональный скелет, а уже потом «надевать» на каркас тело, прорисовывать рельеф мышц.

Делать пропорциональные изображения людей, архитектуры или предметов непросто, и вряд ли у кого-то получится правильно сделать это с первого раза. Для этого необходима долгая и упорная тренировка. Их рисованию учат на любых художественных курсах, потому что без этого знания освоить рисунок невозможно.

Абитуриентам художественных вузов на вступительном экзамене необходимо рисовать гипсовые головы, а это значит, что умение рисовать пропорциональный портрет им просто необходимо.

В школе-студии «Мастер рисунка» К.Э. Арутюновой пропорциям также уделяют много внимания, они входят в обязательную программу академического курса. Запишитесь на занятия по телефону или через форму на сайте.

Похожие записи

arch-risunok.ru

минимум о пропорциях лица и фигуры - запись пользователя Лиза (id1607627) в сообществе Кондитерская в категории Мастер-классы по мастике и не только

"Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера. Потом ты сможешь писать так, как ты хочешь, все будут уважать тебя" (Сальвадор Дали)
(это эпиграф, если что)))
========

Лепя реалистичную фигурку или куклу, мы всегда стремимся к тому, чтобы правильно и естественно передать пропорции человеческого тела. Иллюстрации, которые мною приведены ниже, призваны облегчить работу над лепкой человеческого тела в любом масштабе, который вы захотите выбрать для своей будущей скульптуры. Это рисунки и выдержки из книг Кэтрин Дьюи "Создание реалистичных фигур из полимерной глины" и Джека Хамма "Как рисовать голову и фигуру человека", которые наглядно показывают пропорции головы и тела человека.
На протяжении многих веков художниками и скульпторами не раз предпринимались попытки систематизировать и схематически выразить те знания о пропорциях человеческой фигуры и их соотношении, которые бы сделали изображение человеческого тела максимально правдоподобным.

Рисунки, которые используются в данном посте - обобщенная компиляция схем человеческого тела, созданных художниками минувших и нынешних эпох. Конечно, эти пропорции нельзя назвать абсолютно универсальными - в каждом отдельном случае на них будет оказывать влияние раса, пол, возраст и конституция тела изображаемого персонажа. Ведь именно эти различия делают каждого из нас уникальным. Поэтому, создавая фигурку, никогда не забывайте об её индивидуальности, но это уже другой вопрос.
А сейчас мы будем рассматривать основы основ, берущие своё начало от витрувианского человека Леонардо да Винчи (рис. 1), который по сей день считается «каноническими пропорциями» человеческого тела.
рис.1

Модность модностью, но, как говаривал чуть выше цитируемый мною Дали "Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермере и Рафаэля, не берись за эту книгу [и не читай этот пост - прим. автора.. т.е. меня] и пребывай в блаженном идиотизме".

Итак, для начала рассмотрим голову/лицо, их основные линии и метки.
Для упрощения понимания я ограничусь минимальным текстом и максимально внятной иллюстрацией.

Голова и лицо
Основные линии лица (рис. 2)
рис. 2

Метки пропорций головы (рис. 3)


рис. 3

Основные пропорции лица (рис. 4-5)

рис. 4

рис. 5

Резюмируем:

- Черепная коробка и лицевые кости - примерно одного размера и объема.
- Высота лица составляет три четверти (3/4) от общей высоты головы.
- Ширина головы на уровне глаз составляет две трети (2/3) высоты головы.
- Ширина нижней челюсти составляет три четверти (3/4) ширины головы (в самом широком месте головы)
- Глаза расположены на линии, находящейся ровно посередине между макушкой и кончиком подбородка (тонкая синяя линия на рисунке 3 справа).
- Ширина глаза - 1/5 ширины головы. Расстояние между глазами равняется одной ширине глаза.
- Основание носа (его широкая часть) расположено на расстоянии 1/2 ширины головы от кончика подбородка.
- Ширина основания носа равна ширине глаза.
- Рот расположен на линии, удаленной от кончика подбородка на 3/8 высоты головы, или, иначе, на 1/4 ширины головы вверх от кончика подбородка. Ширина рта равняется 1.5 ширине глаза.
- Верхняя граница уха лежит на одной линии с верхней границей брови, а мочка уха обычно находится на одном уровне с ноздрями.
- Ухо начинается на линии, обозначающей середину между лицом и затылком (жирная синяя линия на рис. 3 справа).
- Ширина шеи - 1/2 от ширины головы. Расстояние от кончика подбородка до ямки на шее колеблется от 1/4 до 1/3 высоты головы.

Тело

Обычно за единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы". Высота человека может колебаться от 6 голов до 8 голов. В нынешнюю эпоху анарексии в спайке с акселерацией в моду вошли женские тела в 9 голов (длина тела увеличивается за счет ног!), но это уже частные случаи. Канонический же рост человека в среднем равен 7,5 длины головы. Греки и римляне изображали своих богов более высокими и статными, чем простых смертных - высота таких статуй обычно составляла 8 голов.
Поэтому максимально похожие и эстетически приятные глазу фигурки советую выполнять в классических пропорциям (7,5-8 голов).
Давайте рассмотрим наиболее значимые соотношения пропорций человеческого тела (рис. 6-7):
рис. 6

рис.7

- Расстояние от кончика подбородка до сосков - 1 высота головы.
Линия лопаток лежит на той же высоте.

- Расстояние от сосков до точки прямо под пупком - 1 высота головы.
Верхняя линия ягодиц лежит на высоте той же линии, что проходит под пупком.

- Линия паха у женской фигуры и основания ягодиц у мужской фигуры находится на высоте 1 головы под пупком.

- Ширина плеч составляет 2 ширины головы у мужчин; у женщин плечи чуть уже.

- Впадина между ключицами в ширину составляет 1 высоту головы.

- У мужчин грудь и бедра одинаковой ширины (1,5 ширины головы).
У женщин бедра составляют 1,5 ширины головы, а грудь - 1.25.

- Талия чуть шире 1 ширины головы в обоих случаях.

- Расстояние от подошвы стопы до колена - 2 высоты головы.

- Расстояние от колена до основания тонкой мышцы (внутренняя сторона бедра) - 1 высота головы.

- Линия середины тела пересекает тазобедренную кость у женщин и лежит чуть ниже у мужчин.

- Длина руки равняется трем высотам головы, от кончика среднего пальца до подмышки (середина дельтовидной мышцы).

- Локоть находится на расстоянии 1 высоты головы от подмышки.

- У мужской фигуры, расстояние от кости запястья до кончика среднего пальца составляет 1 высоту головы.. у женской фигуры несколько меньше.

- Головка локтевой кости лежит на линии середины тела.

- Рука в самом широком месте составляет несколько меньше 1/2 ширины головы.

- Длина кисти руки равна высоте лица.

- Рука мужчины несколько длиннее руки женщины.
Кончик мизинца находится на расстоянии 3 высот головы от подошвы ступни у мужчины, и немногим выше этой линии у женщины.

- Длина стопы равна примерно от 1/6 до 1/7 высоты головы.

Пусть количество соотношений, изображенных на рисунках, не пугает вас. Просто применяйте их на практике из раза в раз - это войдет в привычку и будет получаться автоматически. Приучите себя во время лепки думать о размерах фигурки не в сантиметрах, а в "высоте головы", чтобы фигурки были реалистичными.

Я не предлагаю следовать всем соотношениям человеческого тела.. да я их даже тут не стану все описывать.. Но.. 6-8 голов соблюдайте - лепите людей, а не гоминидов.) Отталкивайтесь (ХОТЯ БЫ!!) от рисунка 7. Остальное - дело навыков.

ну и ещё немного - вдруг кому интересно: - длина ступни равно длине предплечья.. кто не верит может приложить ногу к предплечью (предплечье это то, что от запястья до локтя, а то те, кто плохо биологию знают, могут начать замысловатые позы йоги изображать, а я потом виновата буду)).
Согласно канонам, окружность талии девушки должна быть в два раза больше шеи. Окружность голени равна шее, а окружность бедра - составлять полторы окружности голени /что такое голень и бедро - сами погуглите.. ладно?)/
Расстояние от пяток до талии обязано относиться к длине тела как 2:3 (школьные знания элементарных пропорций вам в помощь).. ну или, опять же, рисунок 7). С учетом таких пропорций создавались классические античные статуи.

ну и до кучи - Пропорции тела и возраст человека (рис. 8)

рис. 8

p.s. у мультяшных персонажей пропорции высчитывайте сами)).. это не сложно - "отрываете" голову и прикладываете к нужным частям тела))

www.babyblog.ru

Правильные пропорции человека – путь от гармонии к долгожительству

Многие художники и ученые не один год пытались разгадать тайны человеческого тела, искали совершенные пропорции человека. Этот вопрос и сегодня остается открытым, так как на подсознательном уровне каждый из нас стремится к гармонии и совершенству.
Какие же идеальные пропорции человека? 
Ответ на этот сложный вопрос очень прост. В первую очередь идеальные пропорции человека должны гармонировать с учетом его телосложения, роста и возраста.  

Если внимательно осмотреть свое тело, можно заметить, что расстояние от запястья до начала локтевого сгиба равно размеру стопы. Длина голени (включая стопу) будет равна длине бедра, а коленная чашечка будет делить ногу на две совершенно равные доли.

Бедренная кость при этом однозначно длиннее голени, а она длиннее стопы. Также предплечье короче плечевой кости, но длиннее кисти. Опущенная вниз рука достанет кончиками пальцев точно до половины бедра.

За единицу измерения тела человека обычно принимают длину головы. Идеальные параметры соотношения длины головы и высоты тела человека составляют 1/8 и 1/7,5 у мужчин и женщин соответственно. В последнее время происходит тенденция изменения пропорций тела, и на сегодняшний день соотношение 1:9 для человека считается нормой.

Потому что высота идеальной человеческой фигуры - восемь голов. Вообще, голова является наиболее универсальной единицей измерения, если говорить о человеке :).

Ширина фигуры в самом широком месте равна двум целым и одной трети головы. 

Женская фигура  - две головы в самой широкой ее части. Соски опускаются немного ниже чем у мужчины. Ширина талии равна одной голове. Спереди бедра чуть шире, чем подмышки, а сзади уже. В зависимости от конституции ноги ниже колен могут удлиняться. Запястья находятся на одном уровне с промежностью. Рост, равный примерно 170 см, считается идеальным для девушки на каблуках, хотя, конечно, в действительности, средняя девушка имеет гораздо более короткие ноги и более тяжелые бедра. Пупок у женщины ниже линии талии, а у мужчины либо ниже, либо на том же самом уровне. По вертикали, расстояние между сосками и пупком равно одной голове, но и соски и пупок находится ниже, чем линии делений. Локти находятся выше пупка. 

Если рассмотреть рисунки людей, выполненные с использованием разных относительных пропорций, можно увидеть почему реальные или, по другому, нормальные пропорции выглядят не очень привлекательно. Особенно это важно в манге, где искажение используется, как основной художественный прием. Большинство художников рисуют людей, выше восьми голов, а при рисовании разнообразных героев и "сверхлюдей" очень эффективным будет использование "девяти головой" меры. Стоит также отметить, то, что по мере увеличения роста фигуры, ее центр смещается все ниже. 

Идеальные пропорции лица человека

Лицо человека, как и его тело, должно иметь строгие пропорциональные соотношения:

- расстояние от границы волос до начала подбородка должно составлять 1/10 часть роста человека;
- длина от макушки до начала подбородка должна составлять 1/8 часть роста человека;
- расстояние от начала подбородка до кончика носа равно 1/3 части длины всего лица;
- расстояние от границы волос до линии бровей должно составлять 1/3 часть длины лица;
- длина ушей равна 1/3 части общей длины лица.

Такую закономерность можно проследить на лице каждого человека. Но в жизни люди с идеальными пропорциями лица встречаются достаточно редко. В результате некоторых отклонений от совершенных пропорций и возникают индивидуальные черты лица. Именно поэтому все люди разные.

Изменение пропорции человека с возрастом

С возрастом пропорции тела меняются. Дети заметно отличаются от взрослых длинным туловищем, короткими ногами и большой головой. Так, у новорожденного длина головы равна 1/4 части его роста, в два года – 1/5 части, в шесть лет – 1/6 части, а у взрослого человека – уже 1/8 части. Как видно, только по мере взросления пропорции ребенка начинают соответствовать взрослому человеку.

Основные типы телосложения

Зная размеры тела, можно рассчитать тип телосложения человека. Расчет довольно прост и производится с помощью значения индекса ИП (Пинье).

Для расчета индекса Пинье необходимо просуммировать массу тела и окружность грудной клетки. Далее из значения длины тела нужно вычесть полученный выше результат.

Если индекс Пинье равен 30 и больше, то человек относится к астеническому типу и у него худощавое телосложение.

Если же индекс равен значению до 30, то человека можно отнести к атлетическому типу с нормальным телосложением.

Если же данный индекс менее 10, то человек относится к пикническому типу с тучным телосложением.

Результаты исследований

В результате многочисленных исследований было доказано, что пропорции тела человека непосредственно влияют на продолжительность его жизни. Этот факт аргументировали ученые из Великобритании совместно с немецким Институтом здорового питания. Специалисты проводили исследования взаимосвязи риска преждевременной смерти с пропорциями тела и пришли к единогласному выводу, что при большом обхвате талии повышается вероятность преждевременной смерти.

Заключение

Практически все части тела человека имеют определенные пропорциональные соотношения, но их значения могут иметь индивидуальные отклонения. Если же ваши пропорции не совпадают с идеальными параметрами, не огорчайтесь. Ведь главными качествами в человеке являются его индивидуальность, гармония и здоровье!

По материалам сайтов FB.ua и "Гармония тела"

Еще читать:

Идеальные пропорции лица и «золотое сечение»...

Как наложить «маску красоты» на свое лицо в фотошопе...

Особенности женской фигуры...

Все материалы, опубликованные на нашем сайте, являются личным мнением авторов, которое может не совпадать с точкой зрения администрации сайта.

ik-music.net

20 невероятных фактов о теле человека :: Инфониак

Невероятные факты

1. Мы тоже линяем

Не только домашние животные сталкиваются с такой проблемой как линька. Люди сбрасывают около 600000 частиц кожи каждый час. Это приравнивается больше, чем к 600 г в год, так что в среднем человек сбрасывает около 47 кг кожи за всю жизнь.

2. Отпечаток языка

Не высовывайте язык, если не хотите, чтобы вас узнали. Также как и с отпечатками пальцев, у каждого - свой уникальный отпечаток языка.

3. Сколько костей?

У взрослого человека меньше костей, чем у младенца. Мы рождаемся с 350 костями, но так как кости срастаются в процессе роста, то когда мы становимся взрослыми, у нас насчитывается только 206 костей.

4. Новый желудок

Знали ли вы, что слизистая оболочка желудка меняется каждые 3-4 дня? На самом деле, сильная желудочная кислота, которая нужна для того, чтобы переварить пищу, поглощает и ее слизистую оболочку. Желудочная кислота настолько сильна, что может растворить бритвенное лезвие.

5. Запоминание запахов

Возможно нос человека не такой чувствительный, как у собаки, но мы можем запомнить 50000 разных запахов.

6. Длинный кишечник

Длина тонкого кишечника в четыре раза длиннее роста высокого человека. Если бы кишечник не петлял и не изгибался у нас внутри, то его длина (от 5-ти до 7-ми метров) не вместилась бы в нашу брюшную полость.

7. Бактерии

Этот факт может вызвать у вас мурашки по коже, но будет любопытно узнать, что на каждом 2,5 квадратном сантиметре вашей кожи находится около 32 миллионов бактерий. К счастью большая их часть безвредна.

8. Запах тела

Источником запаха ног и подмышек является пот. На самом деле, на паре ног находится около 500 000 потовых желез, которые вырабатывают чуть меньше половины литра пота в день.

9. Скорость чихания

Воздух от чихания может проделать путь со скоростью 160 км в час и больше, что является неплохой причиной для того, чтобы прикрывать свой нос и рот во время чиханья.

10. Расстояние, которое проделывает кровь

Крови нужно проделать длинный путь. Если сложить вместе все кровеносные сосуды, то получится больше 96 560 км. А трудолюбивое сердце качает через эти сосуды около 7 570 литров крови каждый день.

11. Количество слюны

Возможно, вам не захочется плавать в своей слюне, но если бы вся слюна сохранялась, то вы бы точно смогли это сделать. В течение жизни, средний человек вырабатывает около 23 658 литров слюны - достаточно для того, чтобы заполнить два бассейна.

12. Громкость храпа

К 60 годам, 60 процентов мужчин и 40 процентов женщин будут храпеть.

Хотя мы храпим в среднем с интенсивностью в 60 децибел, что является уровнем шума нормальной речи, храп может достигать интенсивности, превышающей 80 децибел (что является эквивалентом звука отбойного молотка разрушающего бетон).

Уровень шума, превышающий 85 децибел, считается опасным для человеческого уха.

13. Цвет и количество волос

У блондинок и блондинов больше волос. Цвет волос определяет плотность роста волос на голове, и у людей со светлыми волосами она больше.

На голове у человека в среднем около 100 000 волосяных фолликулов, каждый из которых может производить около 20 волос в течение жизни.

У людей со светлыми волосами 146 000 фолликулов, а у людей с темными волосами около 110 000 фолликулов. У шатенов 100 000 фолликулов, а у рыжих самые редкие волосы - 86 000 фолликулов.

14. Рост ногтей

Если вам приходится подстригать ногти на руках чаще, чем на ногах, то это вполне естественно.

Ногти, которые больше подвергаются воздействию и которыми мы чаще пользуемся, растут быстрее.

Быстрее всего растут ногти на руке, которой мы пишем и на самом длинном ногте. Ногти вырастают в среднем на 3 мм каждый месяц.

15. Вес головы

Не удивительно, что младенцам так трудно держать голову. Голова человека при рождении составляет одну четверть всей длины и только одну восьмую от всей длины, когда мы становимся взрослыми.

16. Потребность во сне

Если вы говорите: "Умираю, как хочется спать", то такая фраза может именно это и означать. Вы можете прожить без еды недели, и только 11 дней без сна. После 11 дней, вы, скорее всего, заснете навсегда.

17.Самая большая и маленькая клетка организма

Яйцеклетка является самой большой клеткой в теле человека. Сперматозоид - самая маленькая клетка.

18. Частота моргания

Мышца, которая позволяет вашему глазу моргать является самой быстрой мышцей в теле. Это позволяет вам моргать 5 раз в секунду. В среднем мы моргаем 15 000 раз в день. Женщины моргают в два раза чаще мужчин.

19. Левши и правши

Около 13 процентов людей являются левшами. Правши живут в среднем на 9 лет дольше левшей.

20. Палитра вкуса

У нас четыре основных вкуса плюс умами -"пятый вкус". Вкусовые рецепторы соленой и сладкой пищи находятся на кончике языка, горькие у основания, а кислые по бокам. Умами - это смесь вкусов, которая чувствуется в центре языка. Не все вкусовые рецепторы расположены на языке. Около 10 процентов рецепторов находятся на небе и щеках.

www.infoniac.ru


Смотрите также

Календарь мероприятий

Уважаемые родители и ребята, ждем вас на занятия со 2го сентября по расписанию. Расписание занятий Понедельник Среда Пятница Дети с 8-13 лет 16.50 - 18.15 16.50 - 18.15 16.50 -...
Итоги турнира: 1е место - Кравченков Сергей (Алтай), 2е место - Спешков Станислав(СПБ), 3е место - Набугорнов Николай (Алтай). Победители были награждены...

Новости

Поздравляем наших участников соревнования по кикбоксингу "Открытый кубок ГБОУ ДОД ДЮСШ Выборжанин"! Юрий Кривец и Давид Горнасталев - 1 место,...