В чем разница чечетка и степ


Энциклопедия танца: Степ или чечетка

Степ вместе с такими жанрами, как фламенко, народная чечетка, является перкуссионным (percussion – с латинского языка  «выстукивание») видом танца. 

Степ или чечетка – это живой и динамичный танец, замысловатость которого складывается из ритмичных ударов ногами о твердую поверхность для создания звонких дробных звуков

Чистота и изящество техники степа, виртуозные движения ног танцора в гармонии с музыкой создают не только зрелищный танец, но и неповторимый слуховой ряд, состоящих из разнообразных дробных звуков.

Характеристики танца

Степ (Tap) – это американский танец, но в несколько измененном виде он получил развитие и в Европе. Основной чертой американской чечетки, которую называют джазовой, являются свободные движения, что делает танец очень изящным и плавным. Европейский стиль чечетки больше похож на ирландский или английский танец, который танцуют в деревянных башмаках (сельская чечетка). Движения данного стиля более пружинистые, но тело танцоров остается неподвижным. Какой бы стиль вы не выбрали, основной особенностью этого танца является то, что исполнители всегда импровизируют, выражая свое настроение посредством танца.

Интересные факты о степе

Танец ног имеет несколько названий: «чечетка», «степ», «джига». Знатоки утверждают, что истинные предки степа - ирландская джига и африканские танцы с их характерным синкопированным ритмом, скользящими и шаркающими движениями. Степ - харизматичный и свободный танец. Ритмы степа очень музыкальны и весьма заразительны! Услышав их, хочется вскочить и отстучать что-нибудь самостоятельно. А это оказывается непросто. Tapdanceдостаточно сложен.  Даже простые элементы получаются далеко не сразу. Недостаточно сделать движение технически верно. Надо еще сделать его очень быстро и так, чтобы набойки четко отбивали ритм. Чтобы его освоить, потребуется много усилий, но результат приятно вас удивит!

Степисты  являются не только танцорами, но и музыкантами, где музыкальный инструмент – это ноги. Степ (tapdance) – это способ самовыражения. Как джазовые музыканты в импровизации, танцоры выстукивают тот ритм, который им подсказывает их настроение,  биение сердца и ритмы жизни.

История возникновения степа

«Степ» с английского языка переводится как шаг, хотя для танца с этим названием было бы характернее слово «теп» (от английского «стучать»). Как чечетка это танец странах постсоветского пространства.

Легенды доносят до нас удивительные истории, где рождение степа связывают то с древнеегипетскими жрецами, которые, поклоняясь богу Ра, исполняли ритуальные танцы на барабанах, ударяя в них ногами, то с африканскими музыкальными и танцевальными традициями, где звук нес определенную информацию.

Наиболее популярная версия говорит о том, что степ имеет одновременно как европейские, так и африканские корни, которые переплелись на американском континенте. Степ появился в Америке благодаря смешению многих культур, имеющих сходные танцевальные движения, прежде всего, исходящие из ирландских и африканских традиций. Конец XIX и начало XX века считают временем появления чечетки и постепенным ее распространением по всему миру.

Характерный во время исполнения танца стук, появляющийся благодаря ударной работе ног, сначала извлекали с помощью жесткой обуви на твердых деревянных поверхностях, но со временем для усиления звука стали набивать подходящие предметы: мелкие монеты, пивные пробки, металлические скобы. Настоящим изобретением было появление специальных металлических набоек.

Существует легенда, что в 1907 году степ был впервые продемонстрирован американскими танцорами афроамериканского происхождения в Петербурге. Они были удостоены чести выступать на приеме в Зимнем дворце. Особенности американского степа были подхвачены русскими танцорами, ранее использовавшими русские дроби и цыганскую чечетку.

В начале XX века появились два направления в развитии степа. Одно было связано с большой скоростью и перемещениями. Наиболее популярными танцорами в этом направлении считают Джимми Дойла и Харланда Диксона. Второе направление отличалось элегантной и изящной манерой, и его типичным представителем в те времена был Джордж Праймроуз.

Особой популярностью в 30-40 годах XX века степ обязан голливудским мюзиклам. Внимание к нему было приковано еще и потому, что четкие ритмы стали ассоциироваться с техническим прогрессом, звучанием железных дорог и автомобилей.

Можно сказать, что степ рос и развивался одновременно с джазом, расширившим мелодический и ритмический репертуар этого танца. Синкопированный строй джазовых композиций идеально сочетался с движениями степа. Став частым гостем мюзиклов, эстрады и черно-белого кино, степ уверенно завоевывал мир.

Известные актеры и танцоры обогатили степ за счет элементов из классического балета и современных танцев.

Даже потеряв особую популярность в 50-х годах прошлого века, степ не был забыт. Об этом говорит празднование Международного дня степа 25 мая.

Современный степ, безусловно, изменился, но по-прежнему привлекает внимание на танцевальной сцене. Со временем в Европе и Америке также появилось новое направление для любительского танца – нечто похожее на аэробику только в сочетании со степом.

Виды степа и их особенности

Степ называют музыкой ног, поэтому он может исполняться под различные музыкальные композиции и даже совсем без музыки.

Названия шагов и ударов ног традиционно называют по-английски. Все шаги могут сочетаться как в одной постановке, так и выполняться, как отдельные направления (виды) степа.

Самыми популярными из них являются:

  • Acro-tap (акро-тэп) Чередование чечеточных комбинаций и акробатических трюков.
  • Ballet tap, classical tap (балетный тэп, классический тэп) Введение балетных движений в чечеточные ритмы.
  • Cane tap (тэп-танец с тростью) Трость используется в танце как для создания сценического образа, так и для выстукивания в сочетании с ритмами ног.
  • Tap dance, tap (тэп-денс) Четкие ритмические рисунки, которые создаются при выстукивании стопой, пяткой и носком.

Основные движения степа

Одинарные удары

Тар Ten – касание, удар, простой одинарный удар, который производится подушечкой ноги, вес тела держится на опорной ноге;

Step-ball, step-ball – простой одинарный шаг, выполняется одной ногой, при этом переносится вес тела, касание пяткой пола не происходит. Может выполняться с шагом на месте, в сторону, назад, вперед;

Clap – хлопок ладошами;

Snap - щелчок пальцами;

Stomp - простой одинарный звук, воспроизводится прикосновением всей подошвы к полу, вес на опорной ноге;

Stamp - простой одинарный звук, воспроизводится всей подошвой, вес переносится на ударяющую ногу;

Brash – метла, простой одинарный удар, выполняется ногой при ее раскачивании вперед, пятка пола не касается. После движения, нога остается поднятой, вес на опорной ноге;

Spank, brush back - щетка назад, шлепок – тот же удар, только выполняется назад;

Scuff - простой одинарный удар, прикосновением пятки к полу, когда нога идет вперед. После удара нога на пол не опускается;

Heel – пятка - простой удар, звук идет от пятки, которую опускают на пол;

Toe – носок - простой удар, носком об пол, вес на опорной ноге;

Hop – прыжок - простой одинарный удар, нужно подпрыгнуть на одной ноге и опуститься на ту же ногу;

Jump – прыжок - простой одинарный звук, воспроизводится подушечкой ноги во время перепрыгивания с ноги на ногу;

Dig – толчок - сильный удар пяткой;

Pick up – поднять колено после выполнения движения «метла»;

Lunge – выпад - простой звук, воспроизводится всей стопой, вес тела переносится на согнутую ногу;

Slide - скользить стопой по полу.

Двойные удары

Slap – шлепок –движение выполняется как флеп. Только после движения нога от пола не отрывается;

Shuffle – шарканье - двойной удар, происходит когда носок ноги касается пола. Во время того, как нога раскачивается вперед, а потом назад – передний шафл, в сторону и в исходное положение - боковой шафл. Назад – задний шафл. После завершения движения нога остается поднятой над полом;

Scuffle – волочить – принцип движения такой же, что и у шаффла, сначала пола касается носок. Потом пятка в направлении от себя, потом пятка, а после нее носок к себе. Тело находится всем весом на опорной ноге;

Click - клик – удар пятками друг об друга или носками;

Flap – хлопок- двойной удар, производится легким прикосновением носка к полу в то время. когда нога движется назад;

Ball change - перемена ног - двойной удар, который производится с помощью подушечек ног, когда одна нога сменяет другую;

Pull-back - двойной удар, который происходит от того, что подушечка ноги прикасается к полу, а потом исполнитель на эту же ногу и приземляется;

Chug - скользящий удар, который происходит от того, что подушечка ноги касается пола, при этом как бы вздрагивает и одновременно скользит вперед. Пятка этой же ноги опускается на пол;

Double pull back - двойное оттягивание назад – производится четыре удара. Подушечка ноги прикасается и делает браш назад, затем то же самое выполняет другая нога, потом ноги друг за другом приземляются. Это движение выполняют во время прыжка назад;

Wing – крыло - тройной удар, производится касанием подушечки ноги. Когда нога раскачивается в сторону от себя, потом к себе и приземление происходит на подушечку ноги. Которая была в движении. Тело всем весом остается на опорной, другой, ноге;

Double wing - двойное крыло, описанное пунктом выше, движении выполняется обеими ногами. Вес тела переносится на ногу, которая делает движение;

Cramp roll - четыре удара, которые производятся прикосновением подушечки к полу одной ноги, потом другой, потом пятки одной, потом другой. Движение можно выполнять при движении в стороны, при вращении на месте, по кругу. Первый удар выполняется по направлению движения ноги;

Flap heel - тройной удар – производится легким прикосновением носка об пол в то время. Когда нога идет вперед, потом, когда подушечка опускается, а потом пятка;

Step ball change - тройной удар, производится, когда исполнитель наступает на подушечку ноги и переносит тело на нее, а потом меняет ноги на полупальцах;

Shuffle ball - четыре удара, производится подушечкой ноги об пол во время раскачивания ноги вперед, а потом назад, потом подушечка этой же ноги приземляется на пол, другая нога повторят это же движение;

Walzclog – движение выполняется на ¾, «раз» - степ, «два, три» - шаффл болл ченч свободной ногой.

Танец степ продолжает оказывать влияние на другие танцевальные стили и, вероятно, продолжит влиять на развитие всей американской танцевальной культуры. Ирландский степ, который приобрел популярность благодаря знаменитому шоу Riverdance, является производным от американского степа. Другие стили танца, которые связаны со степом – чечетка, клоггинг и хип-хоп. Степ был одним из первых танцев, которые «привезли» в Соединенные Штаты, и это оказало большое влияние на развитие американской культуры танца.

var-veka.ru

Чечётка (танец) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июля 2019; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. Чечётка.

Чечётка (tap dance от tap «стучать; лёгкий стук») — разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви, подбитой металлическими пластинами; основатели жанра (Билл Робинсон[en], Сэмми Дэвис-младший, братья Николас и др.) ими не пользовались, полагаясь на твёрдые подошвы туфель и дубовый пол.

Чечётка происходит из смешения различных культур, прежде всего ирландского танца и афроамериканских танцевальных традиций. Особенно популярна она стала в США, где сплавилось множество культурных традиций, и на рубеже XIX—XX веков появился новый танец.

В 1930—1940-х годах степ приобрёл огромную популярность, благодаря голливудским музыкальным картинам. Фред Астер, Пол Дрейпер, Рей Болджер внесли в чечётку элементы современных танцев и движения из классического балета, разнообразив и обогатив эстетику танца. Естественным образом мода на джаз популяризовала чечётку, придав ей новый образ и более сложную ритмическую и мелодическую основу.

В 1970-е годы интерес к степу возродился вновь, благодаря тому, что в США были восстановлены старые мюзиклы, начали вновь открываться танцевальные школы. Одним из популярнейших в мире коллективов, которые исполняют разновидность ирландского степа (ирландский hard shoe), является группа «Riverdance».

В конце ХХ — начале XXI века центром этого танца вновь оказываются США, где работают Грегори Хайнс, Сэвион Гловер, Джейсон Сэмюэлс-Смит и др. Заявило о себе степ-шоу «Tap Dogs», попытавшееся при помощи степ-танца передать ритмику современного индустриального города.

В СССР танец не пользовался официальным признанием, но чечётка присутствует в фильмах: «Карнавальная ночь», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза». Несмотря на недостаточную популярность танца в СССР, известностью пользовались советские исполнители чечётки братья Гусаковы.

На постсоветском пространстве степ активно развивается. Известны московские чечёточники Вячеслав Янковский, Константин Невретдинов (исполнитель степа на руках), Владимир Кирсанов, Олег Федоткин, в Ростове-на-Дону Пётр Ковалёв, в Киеве — Владимир Шпудейко, одесситы — Алексей Гилко, Сергей Остапенко, Александр Останин, Игорь Белов.

ru.wikipedia.org

Чем отличается степ от чечетки. Виды степа и их особенности. Противопоказания для занятий степ-аэробикой

Степ (Tap Dance/ Чечетка) - эти названия принадлежат динамичному танцу, суть которого заключается в ритмичных ударах ног о твердую поверхность для создания ритмичных ударных звуков.

Степ является смесью различных танцевальных направлений: африканских, английских, африканских, ирландских.

Степ танец зародился в Америке во времена рабовладельчества. Африканцы для того, чтобы секретно передавать закодированные сигналы использовали барабаны. Однако, рабовладельцы узнали об этом и запретили пользоваться инструментами. Тогда африканцы стали выстукивать ритм при помощи ног - так и появилась Чечетка.

Направление Степ было официально продемонстрировано как танцевальное только лишь в 1820-ых годах. Танец стал очень популярен в театральных постановках. Танец можно было исполнять в 2-х вариантах обуви: в ботинках из дерева, в мягкой обуви имеющей металлические набойки.

Tap Dance - стиль, который имеет свою характерную особенность - издаваемый звук.

Для того, чтобы издать звук нужны две составляющие: обувь с жесткой подошвой, деревянный пол.

Интересный факт: в среднем танец длится около 3-х минут, за это время танцор выполняет до 700 ударов о пол. Скорость исполнения всех элементов поражает и одновременно завораживает.

За последнее время Чечетка сильно изменилась. Если раньше танец имел два основных направления - манера, скорость, то сейчас выделяют следующие направления:

  1. Хуфинг - афро-американская версия, в которой нет примесей других видов. Хуфер (Hoof в перевод с анг. означает «копытник») должен концентрироваться на выстукивании ритма пяткой и носком. Танцевальные движения здесь играют второстепенную роль.
  2. Бродвейский - англо-американская версия. Данный вид является полной противоположностью Хуфингу. Бродвейский Степ содержит в себе «па» из и Чечетку.

В стиле Tap Dance выделяют Акротэп - микс из чечеточных движений с акробатическими трюками.

Особое положение в танце у импровизации, поскольку мало кто решается станцевать Степ танец без предварительной подготовки, постановки номера.

Для занятий Чечеткой нет каких-либо ограничений - ни возраст, ни пол, ни подготовка не имеют значения.

Достаточно прийти на урок Степа прихватив с собой форму. Для занятий рекомендуется брать разношенную и удобную обувь, не остроносую. Где высота каблука должна составлять - либо 1 либо 4-5 сантиметров. Каблук должен быть устойчивым и широким.

Хотите научиться чувствовать музыкальные ритмы душой и передавать их с помощью движений? Желаете научиться не только технике танца, но и культуре подачи, самореализоваться и найти новых друзей? Тогда Чечетка для вас!

Чечётка (танец)

Чечётка - разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Другое название - степ (от англ. step dance , от step - «шаг»; в самом английском языке этот термин включает любые танцы с упором на работу ног, а для чечётки используется tap dance , от tap - «стучать», «лёгкий стук»). Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви, подбитой металлическими пластинами. Впрочем, эти металлические пластины - завоевание нового времени. Основатели жанра (Билл Робинсон, Сэмми Дэвис-младший, братья Николас и др.) ими не пользовались, полагаясь на твёрдые подошвы туфлей и дубовый пол.

История

Чечётка происходит из смешения различных культур прежде всего ирландского танца и афроамериканских танцевальных традиций. Особенно популярна она стала в США, где сплавилось множество культурных традиций, и на рубеже XIX-XX веков появился новый танец.

В 1930-1940-х годах степ приобрёл огромную популярность, благодаря голливудским музыкальным картинам. Фред Астер , Пол Дрейпр, Рей Болджер внесли в чечётку элементы современных танцев и движения из классического балета, разнообразив и обогатив эстетику танца. Естественным образом мода на джаз популяризовала чечётку, придав ей новый образ и более сложную ритмическую и мелодическую основу.

В 1970-е годы интерес к степу возродился вновь, благодаря тому, что в США были восстановлены старые мюзиклы, начали вновь открываться танцевальные школы. Одним из популярнейших в мире коллективов, которые исполняют разновидность ирландского степа (ирландский hard shoe) является группа «Riverdance ».

В конце ХХ - начале ХХI вв. центром этого танца оказываются США, где работают Грегори Хайнс , Сэвион Гловер, Джейсон Сэмюэлс-Смит и др. Заявило о себе степ-шоу «Tap Dogs», попытавшееся при помощи степ-танца передать ритмику современного индустриального города.

В СССР танец не пользовался официальным признанием, но чечётка присутствует в фильмах «Карнавальная ночь », «Зимний вечер в Гаграх » и «Мы из джаза ».

На постсоветском пространстве степ активно развивается. Известны московские чечёточники Константин Невретдинов (исполнитель степа на руках), Владимир Кирсанов , Олег Федоткин и др., одесситы Алексей Гилко, Сергей Остапенко, Александр Останин и др.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чечётка (танец)" в других словарях:

    Чечётка (танец) - Чечетка (танец) ЧЕЧЁТКА, эстрадный танец афро американского и испано американского происхождения, 2 дольного размера, быстрого темпа. Характерны четкие выстукивания подошвой и каблуком сложных ритмических формул. Элементы, подобные чечетке,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Чечётка: Чечётка (птица) певчая птица семейства вьюрковых отряда воробьинобразных. Чечётка (танец) танец, для которого характера ритмическая ударная работа ног … Википедия

    1. ЧЕЧЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. Небольшая певчая птица сем. вьюрковых (обитает в тундре и лесной части Евразии и Америки). Чечётки наши зимние гости. Горная ч. 2. ЧЕЧЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. Чёткий по ритму, быстрый танец с … Энциклопедический словарь

    ЧЕЧЁТКА, чечётки, жен. 1. Мелкая зерноядная птица из сем. вьюрковых (зоол.). 2. перен. О болтливой женщине (разг.). «Тетки, лебедки, чечетки мои!» песня. 3. Танец, отличающийся очень мелким, дробным и частым пристукиванием ног об пол. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    Толковый словарь Ожегова

    ЧЕЧЁТКА, эстрадный танец афро американского и испано американского происхождения, 2 дольного размера, быстрого темпа. Характерны четкие выстукивания подошвой и каблуком сложных ритмических формул. Элементы, подобные чечетке, встречаются во многих … Современная энциклопедия

    чечётка - I и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. Небольшая певчая птица сем. вьюрковых (обитает в тундре и лесной части Евразии и Америки) Чечётки наши зимние гости. Горная чечётка. II и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. см. тж. чечёточный а) Чё … Словарь многих выражений

    чечётка - ЧЕЧЁТКА1, и ж Небольшая птица семейства вьюрковых отряда воробьиных, на голове красная «шапочка», у самцов на груди розовое пятно; обитает в лесотундре и тайге Европы, Азии и Америки. Чечетки наши зимние гости, прилетающие к нам с севера, которые … Толковый словарь русских существительных

    И, род. мн. ток, дат. ткам, ж. 1. Небольшая птица сем. вьюрковых. Чечетки наши зимние гости, прилетающие к нам с севера. С. Огнев, Жизнь леса. 2. разг. О болтливой женщине, тараторке. Я моих греческих чечеток соседок не вынес и M me Бах пустила… … Малый академический словарь

    ЧЕЧЁТКА 2, и, ж. Танец (преимущ. мужской) с частым, дробным пристукиванием. Отбивать чечётку. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Степ-аэробика - это низкоударная кардио-тренировка, в основе которой лежат простые хореографические движ

klubfedotova.ru

Чечетка степ — Чем отличается степ от чечётки? — 3 ответа



Автор Дарья лаврова задал вопрос в разделе Прочие искусства

Чем отличается степ от чечётки? и получил лучший ответ

Ответ от ЛyчщeЧeмAнгeль[гуру]
Танец ног имеет несколько названий: «чечетка» , «степ» , «джига». Харизматичный, свободный, ритмичный. Хотя его движения кажутся незамысловатыми, танец достаточно сложен. Чтобы его освоить, потребуется много усилий, но результат приятно вас удивит.
Чечетка (Степ) — вид танца, в основе которого — выбивание ритма ногами. Традиционно исполняется в специальной обуви, подбитой металлическими пластинами. Произошел благодаря смешению ирландской хореографии и афро-американских танцевальных традиций. Особую популярность чечетка получила в 30-40-е годы прошлого века благодаря голливудским музыкальным картинам. Со временем традиционные движения были дополнены элементами других танцевальных направлений, в частности — классического балета. Большое влияние на чечетку оказали джазовые интонации, значительно усложнившие ее ритмический рисунок. На сегодняшний день выделяют несколько видов чечетки, отличающихся манерой исполнения: ритм-степ, военный степ, двойная чечетка, хуфинг и др.
<a data-big="1" ></a>

Ответ от Ленуся К[гуру]
Одно и то же-танец ног, ещё джига.

Ответ от Kott1970[гуру]
Тем же что и обувь от ботинка

Ответ от Ёергей Зимин[гуру]
Ничем. А если по простому, то это все равно что в лоб или по лбу.


Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Чем отличается степ от чечётки?

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Чечётка танец на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Чечётка танец

 

Ответить на вопрос:

3otveta.ru

Степ чечетка — Что вам известно о происхождении Степа ( Чечетки)?? — 3 ответа



Автор *SPACE* задал вопрос в разделе Прочее непознанное

Что вам известно о происхождении Степа ( Чечетки)?? и получил лучший ответ

Ответ от Ѓженок Дождя[гуру]
Отсчет истории степа принято вести с 18 века: именно в 1700-х годах в южных штатах Америки активно распространяется ирландская жига (jig), привезенная ирландскими беженцами, и западноафриканская жиуба (giouba) - сакральный негритянский танец. К началу 19-го века африканские ритмы соединились с ирландской жигой и появился совершенно новый стиль, называемый buck and wing (дословно: "доллар" и "крыло"). Кроме того, пришедшая из английского графства Ланкашир чечетка (clog) также получает распространение в США и постепенно преобразуется в новые стили: hornpipe, pedestal, trick, statue, waltz clog. Танцоры этих стилей уже имели специальную обувь: с деревянными подошвами и каблуками. Тем не менее, ни один из этих стилей не мог похвастаться тем, что имел buck and wing, а именно синкопированным ритмом, который в последствии и приведет к созданию джазового степа.
Чуть позже приобретает популярность еще более изящный стиль танца, который получает название "мягкий туфель" (soft shoe), он в свою очень исполнялся в любой обуви. В этом танце юмор, как ни странно имел большее значение: танцоры как бы пародировали традиционные степовские движения. Наряду с этими основными видами танца, были известны оружейный степ (shortgun tap), а также flash step, исполняемый хуферами. Хуферами (hoof - англ. копыто) называли танцоров, работающих в водевилях, - основной особенностью хуферов было умение мастерски импровизировать прямо на сцене.
Начало собственно степа как умелой комбинации из европейской жиги, ирландского рила (reel), народной чечетки (clog) и африканских ритмов связано прежде всего с именем Мастера Джубы (настоящее имя - William Henry Lane), жившего с 1825 по 1852 года и приобретшего свою наивысшую популярность к 1845 году. Мастер Джуба (Master Juba) выступал в так называемых Министрельных шоу (Minstrel Shows), которые по сути положили начало знаменитым бродвейским ревю, состоящим из подборки танцевальных, музыкальных и вокальных номеров. В министрельных шоу работали, как правило, свободные негры и ирландцы. Причем среди белых актеров вошло в моду красить лица черной краской (blackface), очевидно, чтобы более походить на своих черных собратьев - эта традиция оставалась актуальной вплоть до 20-х годов 20 века.
Стоит отметить, что огромную популярность до конца 19 века имеет и народная чечетка (clog), которая продолжает существовать параллельно со новыми видами перкуссионного танца. Проводятся даже регулярные соревнования по чечетке, где судьи сидят не у сцены, как принято сейчас, а под подмостками. Делалось это для того, чтобы судья мог следить за качеством и скоростью звука (у лучших чечетоников скорость удара достигала 70 за 15 секунд) . Верхняя же часть тела танцора всегда оставалась неподвижной. В 1866 появился первый мюзикл "The Black Crook" ("Черный жулик"), который включил в себя чечеточные номера, в том числе и "танцора на пьедестале" (Pedestal Dancer). Этот номер по сути был преддверием знаменитых степ-танцев на платформах (как, например, в "42-й улице"): танцор взбирался на 24-х дюймовый пьедестал и выбивал чечеточную композицию, правда его тело при этом оставалось неподвижным как статуя.
Считается, что после войны Севера и Юга (1861-65), то есть тогда, когда смешение культур переживало настоящий бум, степ начал постепенно меняться: в танец были добавлены синкопированные удары, а движения танцоров стали более раскованными, свободными, а, кроме того, изменилось положение корпуса и тела. Но все это, была лишь предыстория, ибо все танцы, развивавшиеся в 18-19-ом веках называются исследователями английским словом "vernacular", то есть народными, традиционными. Формирование степа в том виде, в котором мы знаем его сегодня, связано именно с 20 веком.

Ответ от Ольга рыбакова[гуру]
Нет на свете человека, который хоть раз в жизни не мечтал бы отбивать ритм как Джин Келли или Сэмми Дэвис. В этом волшебном танце чудесным образом совмещаются красота движения и энергия человеческого тела. Во время танца, который длится 2 минуты 40 секунд, степист делает около 700 ударов ногами. В секунду он совершает в среднем 4 удара.
Слово «степ» , которое иногда используют, говоря о чечетке, происходит от английского "step" - "шаг"). Однако в западной хореографии этот термин неизвестен. На Западе употребляется слово «теп» (от английского "tap" - "стучать", "лёгкий стук"). Характерной особенностью степа является ритмическая ударная работа ног. Как правило, степ исполняется в специальной обуви, подбитой металлическими пластинами. Впрочем, эти металлические пластины - завоевание нового времени. Основатели жанра (Билл Робинсон, Сэмми Дэвис младший, братья Николас и др. ) ими не пользовались, полагаясь на твёрдые подошвы туфлей и дубовый пол.
Есть три основные версии происхождения степа.
По одной версии, степ образовался из национального танца Ирландии - джиги. Его отплясывали бедняки, бродяги и преступники на палубе корабля. За 15 секунд им нужно было ударить о деревянный пол около 80 раз! Если учесть, что обувь в то время носили деревянную, можно представить какой стоял грохот! Это был степ старой школы. Затем этот танец матросов стал называться "хорнайп", а у русских "матлот" (яркий пример - флотский танец под песню "Яблочко").
По другой версии, степ произошел от негров, которым от природы присуще чувство ритма. Они выражали своё чувство игрой на барабанах. Но когда в XVII веке на американских плантациях появляется большое количество черных рабов, барабаны (как средство оповещения о восстании) старательно уничтожают. Лишенные возможности барабанить, негры стали выражать своё чувство ритма ударами ног о землю и ладоней по бедрам, плечам - ритмическими хлопками, перестуком и шарканьем ног, сопровождая свои песни. Впоследствии из этих элементов сложился танец степ.
По третьей версии, степ - детище профессиональных артистов - бардов, появившихся в Америке в конце XIX. Это были англичане и ирландцы. Их представления включали в себя пение, танцы, игру на всевозможных музыкальных инструментах (банжо, ударные, скрипка, тамбурин и проч.) .
Так или иначе, степ происходит из смешения различных культур, и, прежде всего, ирландского танца и афроамериканских танцевальных традиций. Особенно популярен степ стал в США, где сплавилось множество культурных традиций и на рубеже XIX - XX веков появился новый танец.
клуб коттон - офигенный фильм и настоящий степ.. )


Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что вам известно о происхождении Степа ( Чечетки)??

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Чечётка танец на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Чечётка танец

3otveta.ru

Степ и Чечетка


Степ

Или «теп-данс» («tap dance»), т. е. «стучащий танец», американский танец, модный в начале ХХ в. Появился из ирландской жиги и танцев чернокожих рабов, под влиянием фортепианной музыки регтайм; исполнялся в бродвейских мюзиклах, кинофильмах и модных салонах.

Первые исполнители степа в его современном варианте известны в Америке с конца XIX в. Это были профессиональные артисты англо-американского происхождения, танцевавшие рил, жигу, добавляя негритянскую пластику. Именно из нее переняли «shuffle» - шаркающее-скользящее движение, создающее впечатление оторванности ноги от всего тела.

В дальнейшем приемы степа все больше обогащались: появились удары (и прочие манипуляции) тростью, повторяющие и дополняющие удары ног; исполняли степ во время подъема и спуска с лестницы. Степ и лестницу особенно хорошо умел сочетать в своих бродвейских ревю Флоренд Зигфельд. В одном из его спектаклей 50 танцовщиц синхронно исполняли вариации степа на огромной лестнице. Это было зрелище, неизменно собиравшее полные залы.

В России степ демонстрировали даже при царском дворе, позднее назвали «буржуазным» и запретили.

Современный эстрадный, театрализованный танец с разными стилями, исполняется сегодня даже под хип-хоп и ритм-энд-блюз.

Чечетка

Эстрадный, преимущественно мужской танец, один из самых стильных видов танца. Зародилась в Америке в XIX в. из ирландской джиги, хорнпайпа и английской сельской чечетки. Черные рабы соединили европейские элементы со своими ритмами, и эта «смесь» позже нашла выражение в мюзиклах и захватывающей хореографии американского кино с участием Фреда Астера, Джин Келли и др.

Все движения чечетки сосредоточены в ногах и производятся ступнями или ногой от колена. С помощью специальных ботинок с металлическими набойками на подошвах танцоры отбивают сложный ритм музыки. Для чечетки важна не сколько физическая форма, сколько чувство ритма, координация движений и умение красиво двигаться.

Фото с сайта www.depositphotos.com

Рекомендуемая литература по танцам

<< Назад: Современный танец

Мария Василевская «Танцы от А до Я» Книга о танцах для широкого круга читателей

    

myvaleology.com

Степ. Чечетка. История возникновения, описание, виды и особенности степа

Степ или чечетка – это живой и динамичный танец, замысловатость которого складывается из ритмичных ударов ногами о твердую поверхность для создания звонких дробных звуков

Чистота и изящество техники степа, виртуозные движения ног танцора в гармонии с музыкой создают не только зрелищный танец, но и неповторимый слуховой ряд, состоящих из разнообразных дробных звуков.

История возникновения степа

«Степ» с английского языка переводится как шаг, хотя для танца с этим названием было бы характернее слово «теп» (от английского «стучать»). Как чечетка это танец странах постсоветского пространства.

Легенды доносят до нас удивительные истории, где рождение степа связывают то с древнеегипетскими жрецами, которые, поклоняясь богу Ра, исполняли ритуальные танцы на барабанах, ударяя в них ногами, то с африканскими музыкальными и танцевальными традициями, где звук нес определенную информацию.

Наиболее популярная версия говорит о том, что степ имеет одновременно как европейские, так и африканские корни, которые переплелись на американском континенте. Степ появился в Америке благодаря смешению многих культур, имеющих сходные танцевальные движения, прежде всего, исходящие из ирландских и африканских традиций. Конец XIX и начало XX века считают временем появления чечетки и постепенным ее распространением по всему миру.

Характерный во время исполнения танца стук, появляющийся благодаря ударной работе ног, сначала извлекали с помощью жесткой обуви на твердых деревянных поверхностях, но со временем для усиления звука стали набивать подходящие предметы: мелкие монеты, пивные пробки, металлические скобы. Настоящим изобретением было появление специальных металлических набоек.

Существует легенда, что в 1907 году степ был впервые продемонстрирован американскими танцорами афроамериканского происхождения в Петербурге. Они были удостоены чести выступать на приеме в Зимнем дворце. Особенности американского степа были подхвачены русскими танцорами, ранее использовавшими русские дроби и цыганскую чечетку.

В начале XX века появились два направления в развитии степа. Одно было связано с большой скоростью и перемещениями. Наиболее популярными танцорами в этом направлении считают Джимми Дойла и Харланда Диксона. Второе направление отличалось элегантной и изящной манерой, и его типичным представителем в те времена был Джордж Праймроуз.

Особой популярностью в 30-40 годах XX века степ обязан голливудским мюзиклам. Внимание к нему было приковано еще и потому, что четкие ритмы стали ассоциироваться с техническим прогрессом, звучанием железных дорог и автомобилей.

Можно сказать, что степ рос и развивался одновременно с джазом, расширившим мелодический и ритмический репертуар этого танца. Синкопированный строй джазовых композиций идеально сочетался с движениями степа. Став частым гостем мюзиклов, эстрады и черно-белого кино, степ уверенно завоевывал мир.

Известные актеры и танцоры обогатили степ за счет элементов из классического балета и современных танцев.

Даже потеряв особую популярность в 50-х годах прошлого века, степ не был забыт. Об этом говорит празднование Международного дня степа 25 мая.

Современный степ, безусловно, изменился, но по-прежнему привлекает внимание на танцевальной сцене. Со временем в Европе и Америке также появилось новое направление для любительского танца – нечто похожее на аэробику только в сочетании со степом.

Виды степа и их особенности

Степ называют музыкой ног, поэтому он может исполняться под различные музыкальные композиции и даже совсем без музыки.

Названия шагов и ударов ног традиционно называют по-английски. Все шаги могут сочетаться как в одной постановке, так и выполняться, как отдельные направления (виды) степа. Самыми популярными из них являются:

Acro-tap (акро-тэп)

Чередование чечеточных комбинаций и акробатических трюков.

Ballet tap, classical tap (балетный тэп, классический тэп)

Введение балетных движений в чечеточные ритмы.

Cane tap (тэп-танец с тростью)

Трость используется в танце как для создания сценического образа, так и для выстукивания в сочетании с ритмами ног.

Tap dance, tap (тэп-денс)

Четкие ритмические рисунки, которые создаются при выстукивании стопой, пяткой и носком.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

hnb.com.ua

Степ или просто чечетка | Sofitdance.ru

Интересна история создания степа, в Америке, когда во всю развивалась работорговля, простым африканцам под строжайшим запретом было использование любых ударных инструментов, уж тем более барабанов, так как считалось, что такими действиями, они передают секретную информацию и готовят сговоры и бунты. Предприимчивые рабы и здесь вышли из положения, с помощью отбивания ритма ногами, тем самым общаясь друг с другом. Со временем танец, несомненно, усложнился, но ритм так и передавал мысли людей.

Чечетка, а именно, это второе название степа, включает в себя элементы Джазового стиля и огромную работу ног, кроме того степ отличается от любого другого танца характерным стуком набоек обуви. Интересен и тот факт, что на сегодняшний день танцоры могут исполнять степ не только под классику Джаза, но и ставить танец под хип-хоп и даже R&B.

Tap dance или Теп, именно так правильнее называть степ, стали демонстрировать в черно-белом кино, чем вызвал невероятный успех у зрителя. В истории существования степа был и его запрет, так как его сочли исключительно буржуазным танцем, вскоре танец был забыт, но, тем не менее, он не стал воспоминанием. Позже, степ видоизменился, тем самым опять стал набирать обороты.

Обучающий чечетке танцор в первую очередь должен научиться отбиванию темпа, а так же изучить основные удары. Очень важную роль играет обувь, и даже напольное покрытие. Самое интересное, что стук от обуви при исполнении чечетки запросто можно услышать где угодно, то есть если танцор исполняет степ, то у любого зрителя невольно появляется непреодолимое желание пуститься в пляс, а точнее отбивать чечетку. Но это не так уж и просто, ведь для идеально исполненного и красивого степа просто необходима профессиональная тренировка. В исполнении чечетки очень важен один момент, а именно скорость исполнения элементов танца. Не менее важен ритм, который должен быть четко проработан и выполнятся не только на автомате и, конечно же, с удовольствием. Вот тогда степ можно назвать музыкой ног.

sofitdance.ru

Чечетка - танец, завоевавший Америку

Чечетка - танец, завоевавший Америку

 

«Музыка ног» — буквально так можно описать чечетку. Для этого танца необязательно использовать музыкальное сопровождение — ритм отбивается специальной обувью с металлическими пластинами на подошве. В этом и заключается главное достоинство жанра: уникальный танцевальный рисунок доступен даже для незрячих людей. Ведь они его слышат. Кто впервые стал отбивать чечетку, предлагаем узнать из нашей статьи.

 

 

 

История чечетки

По-другому этот танец называют американским степом, потому что родиной жанра считаются именно США. Это направление стало главной изюминкой Бродвея, а затем и Голливуда. Частые и ритмичные пристукивания туфлями с металлическими набойками завладели умами американцев, несмотря на Великую депрессию, охватившую страну в конце 20-х начале 30-х годов XX века. Люди с удовольствием шли на музыкальные постановки, чтобы полюбоваться исполнением любимых танцоров. Кто был «виноват» в таком ажиотаже?

Истоки степа прослеживаются в ритуальных танцах коренного населения Америки — индейцев. Их движения во время обрядов действительно чем-то напоминают ритм чечетки. Но истинными «родителями» направления все же являются культурные традиции негров и ирландцев, заселивших земли Нового Света еще в XVIII веке. Негры привезли в Америку африканские ритмы, а ирландцы — жигу. Во время импровизированных матчей, которые устраивали иммигранты, расовые и другие стереотипы растворялись в борьбе за самое лучшее исполнение танца деревянных подошв. Своеобразные соревнования оставались в тени широкой общественности до 1830 года, который считается годом рождения степа.

В 1830 году известный ирландский танцор, выступавший под псевдонимом папа Райс, продемонстрировал публике новый танец. Он объединил жигу с некоторыми элементами африканских ритмов, в частности заимствовал определенные движения ног, плеч и рук. Папа Райс был встречен овациями — так появилась чечетка, взволновавшая Америку.

До 20-х годов прошлого столетия степ был неразрывно связан с Бродвеем и артистами, которые виртуозно исполняли этот танец. Одним из главных степистов, блиставших на театральных подмостках, стал афроамериканец Билл Робинсон. Танцору удалось добиться невероятного на тот момент — расположить к себе белую публику. Ведь согласно правилам расовой сегрегации тех времен черные должны были танцевать только для черных, а белые — для белых. Робинсон изменил эти традиции. Но не только этим примечательна его фигура в развитии степа. Удар носком ботинка, скользящий удар, танец на лестнице — все это его «рук» дело, за что современные поклонники чечетки говорят ему спасибо.

С развитием киноиндустрии степ-данс приобретает иной статус. Теперь стиль становится главным объектом внимания режиссеров музыкальных комедий. Появляются новые кумиры степа. Фредерик Аустерлиц или Фред Астер стал главной звездой голливудских мюзиклов, хотя первоначально к его кандидатуре отнеслись скептически: лысеющий актер, играть толком не умеет, разве лишь немного танцует. Но молодой человек смог обаять кинопродюсера Дэвида Селзника и показать всему миру свой талант. Заслуга Астера заключается в том, что он не просто исполнял степ. Он виртуозно объединял его с хореографией классического танца, создавая особую эстетику стиля.

Кому в Голливуде досталась пальма первенства среди чернокожих актеров, исполняющих чечетку? Это был Сэмми Дэвис Джуниор, который начал свою карьеру в 3 года. Талантливый афроамериканец завоевал любовь публики и увлек ее своими невероятно мастерскими движениями.

Послевоенное время считается золотым в развитии степа. Война позади — можно расслабиться и насладиться игрой актеров мюзиклов, исполняющих степ. Имена Фреда Астера, Джина Келли, Джиндер Роджерс не сходят с афиш, а великие степисты не перестают отбивать четкий ритм, превращая танец в искусство.

В начале 50-х годов жанр переживает период застоя. На большие оркестры, музыка которых сопровождала большинство степ-дансев, правительство ввело налог. Мюзиклы перестают приносить доход — продюсеры ищут новые идеи для сценариев. Так, степ остается на обочине киноиндустрии, которой был обязан своим развитием, уступая место балетным сценам.

В конце 60-х годов Бродвей находится под властью больших танцевальных событий: постановщики начинают возрождать старые мюзиклы в том числе с чечеточными номерами. Одновременно по телевидению запускают несколько передач о степе. Все это приводит к возрождению стиля, новой волне его популярности. При этом степ перестает восприниматься просто как развлечение. Виртуозные постукивания обувью стали предметом искусства — поклонники жанра стали открывать школы обучения степ-дансу, по стране организуются фестивали и соревнования между степистами.

В настоящее время интерес к стилю не угас. Да, степ ушел с больших экранов. Где он «обосновался»? В небольших камерных заведениях, где современные танцоры продолжают отбивать четкий ритм в попытках завоевать статус самого талантливого исполнителя чечетки.

 

 

Интересные факты

  • Туфли с металлическими набойками появились только во времена джаза. Первоначально степ танцевали в сабо и башмаках на деревянной подошве.
  • Начиная с 1989 года каждое 25 мая все танцоры отмечают день степа. Дата выбрана неслучайно. В этот день родился мастер степ-данса Билл Робинсон. В США праздник приобрел официальный статус.
  • В фильме «Маленький полковник» 1935 года Билл Робинсон исполняет свой знаменитый "ступенчатый степ" вместе с кинозвездой Ширли Темпл, самой юной обладательницей премии «Оскар». Это была первая кинолента, в которой танцевали представители черной и белой рас рука об руку. По этой причине фильм был запрещен к показу в южных штатах.
  • Во время Второй мировой войны Фред Астер вдохновлял американских солдат импровизированным исполнением степа. Он специально прилетел в Лондон, чтобы поднять боевой дух соотечественников перед высадкой в Нормандии.
  • В начале XIX века степ считался танцем чернокожего населения США, поскольку был тесно связан с развитием джаза. Джазовые мелодии словно были созданы для исполнения чечетки, поэтому танец в 20-х годах называли «джазовым» и никак иначе.
  • В 1920 году степ стал развлечением для бывших любителей крепкого алкоголя. Сухой закон, принятый в США в том году, ставил под полный запрет производство и продажу алкогольной продукции. Чтобы хоть как-то развлечь аудиторию, владельцы питейных заведений приглашали чернокожих степистов.
  • В 2000 году в Книге рекордов Гиннеса появилась запись о степисте Джерри Адамсе. Этот танцор преодолел расстояние от Вашингтона до Нью-Йорка за 6 часов. Что здесь примечательного? То, что он сделал это, отбивая дробь чечетки. К слову — расстояние между конечными точками составило 328 км.
  • Есть в Книге рекордов еще одна запись, посвященная на этот раз самому быстрому степисту. 28 ударов в минуту — таков результат Майкла Райна Флэтли, хореографа ирландского происхождения. Рекорд был зафиксирован в 1989 году. Ровно через 9 лет танцор побил собственный рекорд, установив новую планку в 35 ударов. Но не только этим знаменит Майкл Флэтли. Его масштабные танцевальные шоу, в частности «Lord of the dance» и «Feet of Flames», завоевали любовь поклонников чечетки по всему миру.

  • Самый лучший и быстрый степист в мире по признанию специалистов — женщина. Этого звания удостоилась Элинор Пауелл, карьера которой пришлась на 30 - 40-е годы.
  • Впечатляет своей энергичностью и ритмом ирландский степ. Это достаточно сложный в исполнении стиль, поскольку количество ударов одной ногой варьируется от 4 до 6. При этом корпус остается неподвижным, в танце задействованы только ноги. Исполняют его под фольклорную, кельтскую музыку.
  • Не обошла стороной чечетка и Россию. Наш вариант исполнения танца называется дробушки. В отличие от зарубежных танцоров, российские отказались от туфель с металлическими пластинами. Вместо них использовалась обувь с двойной подошвой.
  • Правительство Советского Союза в послевоенные годы было настроено негативно по отношению к степу — развитию жанра мешал «железный занавес». Несмотря на это, традиции американского степа активно развивали братья Гусаковы.
  • Полюбоваться чечеточными сценами можно не только в старых американских мюзиклах. Присутствуют они и в советских кинолентах. Так, Любовь Орлова продемонстрировала свой талант в исполнении степа в фильме «Цирк».
  • Существует легенда будто степ родился на корабле, на котором везли мигрантов из Европы. Во время путешествия к дальним берегам представители различных стран выходили на палубу и отбивали четкий ритм о деревянные половицы. Европейским танцорам не уступали матросы, которые для лучшего звучания придумали прибивать к подошвам мелкие английские монетки - пенни.

 

Лучшие мелодии в ритмах степа

Как мы уже говорили ранее, история чечетки неотрывно связана с развитием джазовой музыки. Именно ее использовали в мюзиклах. Поэтому лучшие мелодии представлены в старых голливудских музыкальных комедиях.

«Чаттануга Чу-Чу» прозвучала в фильме «Серенада солнечной долины». В 1941 году пластинка с этой композицией стала лидером американского хит-парада. А история песни началась в поезде, который мчался по Южной железной дороге через городок Чаттануга. Автор лирики — Марк Гордон, музыки — Гарри Уоррен. В мюзикле песню исполняет джаз-оркестр Гленна Миллера.

«Чаттануга Чу-Чу» (слушать)

«Singin’ in the Rain». Сама композиция увидела свет в 1929 году, а известность получила в 1952 после выхода на телеэкраны кинокомедии «Поющие под дождем». К ее популярности имеет непосредственное отношение Джин Келли, который исполнил степ под незамысловатую мелодию. При этом хореографию актер поставил сам. В начале 2000-х песня заняла 3-ю строчку в списке самых популярных композиций по мнению американских кинокритиков.

«Singin’ in the Rain» (слушать)

«The Continental» — главная песня кинофильма «Веселый развод» 1934 года. Под нее в мюзикле танцует знаменитый дуэт Фреда Астера и Джинжер Роджерс. Буквально через год композиция завоевала «Оскар» в номинации «Лучшая песня» и стала первой песней, которая победила в этой категории. Просто до 1935 года этой номинации не существовало.

«The Continental» (слушать)

 

 

Профессиональные степисты отмечают, что для степ-данса не существует ограничений в отношении музыкального сопровождения. Это свободный стиль, который можно исполнить как под классические, так и под современные мелодии. При этом неважно, сколько танцоров будет задействовано — один, два или целый кордебалет. В любом варианте чечетка смотрится завораживающее и эффектно.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть чечётку

soundtimes.ru

Танцы как стиль жизниСтеп или чечетка: история возникновенияСтеп или чечетка: история возникновения

Не так давно ученые сделали небольшое, но существенное открытие в мире музыки и танцев. Оказывается плод, находящийся в утробе матери, может не только слышать звуки и голоса, но и испытывать при этом разные ощущения. После, обученный ходить ребенок, может пританцовывать, услышав ритмичную музыку, хотя танцам его никто не учил. Чаще всего, такой танец напоминает ритмичные удары ногой в степе или чечетке.

Немного о танце

Конечно, все эти движения ребенка даже рядом не стоят с грациозностью танца. Степ подразумевает виртуозные движения ног в такт с музыкой, в результате чего получается зрелищный и ритмичный танец, который то и дело хочется повторить.

Слово «степ» переводится как «шаг», а «чечетка» означает «стук». Оба эти понятия характерны для танца. При его исполнении, одевается специальная обувь с металлическими пластинами. Благодаря ей и исходит ритмичный стук.

История

Исторические слухи о чечетке совершенно разные. Одни связывают ее происхождение с древними ритуалами в Египте, другие с поклонением. На самом же деле, чечетка несет в себе смешение как минимум двух культур:

— Ирландскую;
— Афроамериканскую.

Особенной популярностью чечетка пользовалась в США, хотя даже и сейчас тм проводится тренировка степ танцев. Оно и понятно, ведь это многонациональная страна. Кроме того, продвижением танца являлись голливудские музыкальные картины. Мода на джаз, придала танцу новый образ и окраску, благодаря чему он и полюбился многим.

Характерность чечетки

Степ, это танец, имеющий свою характерную особенность – издаваемый звук. Изначально, чтобы извлечь звук, нужны были две необходимые составляющие:

— деревянная поверхность;
— жесткая обувь.

Со временем, данная методика ушла в прошлое, так как к подошве стали просто прибивать подходящие предметы из металла. Самым грандиозным открытием в мире степа, стало изобретение специальных набоек.

За последние годы, степ изменился до неузнаваемости. Теперь различают по видам и типам. Например, в прошлом веке были определены два основных направления – скорость и манера. Их отличие в технике выполнения. В первом случае важна исключительно скорость движения, а во втором грациозность, элегантность и изящество.

Несмотря на множество изменений, степ растет и движется постоянно вперед. Он привлекает внимание каждого, зажигает искру танца и заставляет двигаться.

thebestdance.com

История степа

История степа

Интересная, обобщающая статья, подготовленная Артемом Бабаянцем, опубликованная в журнале World Dance.

ИСТОРИЯ СТЕПА

Сразу оговорюсь, речь пойдет именно об американском степе, хотя само выражение "американский степ" у танцоров из США вызывает недоуменную улыбку: мол, какой еще может быть степ, если не американский. И они по своему правы… Несмотря на то, что сама идея выбивать звук ногами в процессе танца получила распространение в самых разных уголках Земли (от Африки до России), настоящий степ (или tap dance) является чисто американским изобретением.

Степ наряду с фламенко, народной чечеткой (clogging), ирландским hard shoe dance является одним из видов перкуссионного танца (percussion - лат. выстукивание). Интересно однако то, что история возникновения степа связана прежде всего с музыкальной, а не с танцевальной традицией. Может быть, поэтому некоторые теоретики иногда относят степ не к танцевальному, а музыкальному искусству (вспомните знаменитое "степ - это музыка ног", к примеру). Итак, давайте разбираться…

Часть 1. ХVIII - ХIX ВЕКА

Зарождение степа было связано с развитием работорговли в Америке, которое привело к неизбежной коллизии совершенно различных культур: европейской и африканской. Именно эта коллизия и дала начало новому виду музыки, которому потом было суждено превратиться в новый вид танца. Дело в том, что американские рабовладельцы были очень обеспокоены возможностью возникновения бунтов и восстаний черных рабов. Узнав, что африканцы могут передавать различные закодированные сигналы на дальние расстояния при помощи барабанов, рабовладельцы запретили использование любых ударных инструментов. Поэтому во время религиозных церемоний и праздников рабы начали выстукивать ритм (а какой африканский праздник без ритма?!) … ногами… Уже тогда появились ныне известные нам shuffl'ы, stopm'ы и прочие основные удары. Ритмические рисунки постепенно усложнялись, но суть оставалась той же - через ритм выражалась эмоциональная составляющая музыки.

Отсчет истории степа принято вести с 18 века: именно в 1700-х годах в южных штатах активно распространяется ирландская жига (jig), привезенная ирландскими беженцами, и западноафриканская жиуба (giouba) - сакральный негритянский танец. К началу 19-го века африканские ритмы соединились с ирландской жигой и появился совершенно новый стиль, называемый buck and wing (дословно: "доллар" и "крыло"). Кроме того, пришедшая из английского графства Ланкашир чечетка (clog) также получает распространение в США и постепенно преобразуется в новые стили: hornpipe, pedestal, trick, statue, waltz clog. Танцоры этих стилей уже имели специальную обувь: с деревянными подошвами и каблуками. Тем не менее, ни один из этих стилей не мог похвастаться тем, что имел buck and wing, а именно синкопированным ритмом, который в последствии и приведет к созданию джазового степа.

Чуть позже приобретает популярность еще более изящный стиль танца, который получает название "мягкий туфель" (soft shoe), он в свою очень исполнялся в любой обуви. В этом танце юмор, как ни странно имел большее значение: танцоры как бы пародировали традиционные степовские движения. Наряду с этими основными видами танца, были известны оружейный степ (shortgun tap), а также flash step, исполняемый хуферами. Хуферами (hoof - англ. копыто) называли танцоров, работающих в водевилях, - основной особенностью хуферов было умение мастерски импровизировать прямо на сцене.

Начало собственно степа как умелой комбинации из европейской жиги, ирландского рила (reel), народной чечетки (clog) и африканских ритмов связано прежде всего с именем Мастера Джубы (настоящее имя - William Henry Lane), жившего с 1825 по 1852 года и приобретшего свою наивысшую популярность к 1845 году. Мастер Джуба (Master Juba) выступал в так называемых Министрельных шоу (Minstrel Shows), которые по сути положили начало знаменитым бродвейским ревю, состоящим из подборки танцевальных, музыкальных и вокальных номеров. В министрельных шоу работали, как правило, свободные негры и ирландцы. Причем среди белых актеров вошло в моду красить лица черной краской (blackface), очевидно, чтобы более походить на своих черных собратьев - эта традиция оставалась актуальной вплоть до 20-х годов 20 века.

Стоит отметить, что огромную популярность до конца 19 века имеет и народная чечетка (clog), которая продолжает существовать параллельно со новыми видами перкуссионного танца. Проводятся даже регулярные соревнования по чечетке, где судьи сидят не у сцены, как принято сейчас, а под подмостками. Делалось это для того, чтобы судья мог следить за качеством и скоростью звука (у лучших чечетоников скорость удара достигала 70 за 15 секунд). Верхняя же часть тела танцора всегда оставалась неподвижной. В 1866 появился первый мюзикл "The Black Crook" ("Черный жулик"), который включил в себя чечеточные номера, в том числе и "танцора на пьедестале" (Pedestal Dancer). Этот номер по сути был преддверием знаменитых степ-танцев на платформах (как, например, в "42-й улице"): танцор взбирался на 24-х дюймовый пьедестал и выбивал чечеточную композицию, правда его тело при этом оставалось неподвижным как статуя.

Считается, что после войны Севера и Юга (1861-65), то есть тогда, когда смешение культур переживало настоящий бум, степ начал постепенно меняться: в танец были добавлены синкопированные удары, а движения танцоров стали более раскованными, свободными, а, кроме того, изменилось положение корпуса и тела. Но все это, была лишь предыстория, ибо все танцы, развивавшиеся в 18-19-ом веках называются исследователями английским словом "vernacular", то есть народными, традиционными. Формирование степа в том виде, в котором мы знаем его сегодня, связано именно с 20 веком.

Часть 2. ХХ ВЕК

Век двадцатый дал степу все: от названия и терминологии до выработки основных стилей и индивидуальных школ преподавания. С точки зрения развития степа: все двадцатое столетие можно разделить на 5 этапов:
· 1900-1920-е годы - время становления степа как особого вида танца,
· 1930-40-е годы - "золотой век степа", сегрегация стилей,
· 1950-начало 1960-х - эпоха "застоя",
· середина 60-х -1980-ые годы - возрождение,
· 1990-ые-2000-ые - время экспериментов и больших шоу.

Начнем с терминологии… Впервые термин "tap and step dance" был использован в 1902 году в шоу Неда Уейборна "Minstrel Misses". Где-то в это же время происходит соединение двух основных стилей перкуссионного танца: танца в туфлях на деревянной подошве и танца в мягких кожаных туфлях. Никто точно не может сказать, когда к кожаным туфлям стали привинчивать алюминиевые набойки (предположительно - не раньше 1910 года). Известно только то, что первой патент на набойки оформила фирма Capezio, а первый раз в печатном виде выражение "танец с набойками" (tap dance) было зафиксировано только в 1928 году. Однако суть исторических изменений в стилистике тэп-танца связана не с обувью, а с новым стилем музыки, который возник в первой четверти 20-го века.

А музыкой этой был, безусловно, джаз. Именно джаз, также родившийся из сочетания западноафриканской и европейской традиции, дал грандиозный толчок развитию степа в 1900-1920-е годы. Яркая, необычная, синкопированная музыка, выросшая из рэгтайма, блюза, спиричуэла и построенная полностью на доминировании ритма, была словно создана для степа. Неудивительно, что степ в 10-20-х годах назывался "джазовым" и считался танцем "черных". И джаз, и степ воспринимались как оппозиция высокой ("белой") культуре. Черные исполнители учились танцевать на улице, воруя друг у друга движения, соревнуясь друг с другом и оттачивая свое мастерство до блеска, чтобы потом проявив себя в конкурсах любителей (amateur contests), получить приглашение участвовать в больших "негритянских" шоу.

Однако 1914 году произошло событие, которому было суждено изменить путь развития степа. Именно в 1914 году в Гарлеме, в театре Лафайет открылось шоу Darktown Follies ("Глупышки черного города"), представлявшее из себя музыкальное ревю-пародию на "белый" театр. Критики называли его "негритянским балетом", однако на балет это было совершенно не похоже: танцоры демонстрировали все виды ритмического танца: там был и прототип линди хопа (the Lindy Hop), и различные стили степа, и акробатические танцы. Популярность шоу была огромной, поэтому в этом же году знаменитый продюсер Флоренс Зигфельд покупает шоу и переносит его полностью на бродвейскую сцену. Таким образом впервые "черный" ритмический танец был представлен "белой" публике. Стоит ли говорить, что название шоу было изменено на впоследствии ставшее знаменитым "Ziegfeld Follies".

20-е годы стали временем стремительно расцвета джазового (ритмового) степа. Сухой закон, принятый в 1919 году, оказался на руку степистам: степ предлагался в качестве одного из развлечений клиентам питейных заведений (speakeasies), таких как, например, Cotton Club, где работали в основном черные музыканты, танцоры и хореографы. Параллельно на Бродвее ставятся мюзиклы со степом: например, "Shuffle Along", который по словам критиков стал началом "века джаза" в мюзикле. Тогда же вырабатываются многие основные комбинации, которые потом станут практиковаться во всех степ-школах. Одним из ярчайших примеров таких комбинаций был знаменитый shim sham shimmy. Примерно в это же время рождается и time step, корни которого уходят в популярный на рубеже веков buck and wing dance.

Однако, как мы указывали выше, само выражение tap-dance появилось только в 1928 году, и связано это было с мюзиклом Blackbirds ("Дрозды"), звездой которого стал пятидесятилетний Билл Робинсон (Bill 'Bojangles' Robinson). Именно его часто называют самым первым джазовым степистом Америки. По преданию, он мог в танце двигаться назад быстрее, чем большинство людей может двигаться вперед. Среди танцоров того времени также особняком стоит имя Джона Саблетта Бабблза (John Sublett Bubbes), который, как считают многие стал изобретателем "ритмического" степа (rhythm tap): до него степисты танцевали как бы постоянно стоя на носках, Бабблз же опустился "на пятки", ввел необычные синкопированные удары, нарушил привычные двухтактовые фразы, открыв тем самым дорогу современной джазовой перкусии.

Интересно, что именно в 10-20-е годы степ перестает быть сугубо мужским видом танца, более того, лучшим степистом мире многие исследователи называют именно женщину - Элеанор Пауелл (Eleanor Powell), которая начала танцевать в 11 лет, в 17 лет выступала на Бродвее, а в 23 подписала контракт с голливудским грандом MGM и стала звездой мюзиклов "Рожденная танцевать" (Born to Dance) и "Бродвейская мелодия 1938 года" (Broadway Melody of 1938). Ее также называли самым быстром степистом в мире.

В 1930-40-х годах популярность степа возрастает неимоверно, и происходит это в первую очередь благодаря тому, что степ (естественно как составная часть мюзикла) переходит на киноэкраны. Это же обстоятельно привело к тому, что традиционный джазовый (ритмический) степ стал терять свое значение: киногерои согласно негласному закону американского кино должны быть белыми, а большинство мастеров джазового степа было афроамериканцами. Кроме того, звук в кино записывался отдельно: поэтому правило "мы слышим то, что видим", принятое в "черном" степе, перестало действовать. Таким образом, Америка невольно открыла для себя новый вид степа: тщательно отрепетированный, с элементами классической хореографии и с отдельно записанным звуком. Огромную роль в создании нового стиля степа, который в последствии стали называть белым или классическим, сыграло творчество замечательного американского танцовщика Фреда Астера (Fred Astaire). Получивший балетное образование Астер не просто внес в степ элементы классического танца, а дал степу то, что раньше считалось не очень важным - актерский образ. Астер не просто танцевал и импровизировал, каждый танец Астера имел какую-то изюминку, драматическую коллизию, которая заставляла зрителя не просто любоваться отточенной техникой танцора, но и прекрасной актерской работой. Астер был признан лучшим танцовщиком 20-го столетия даже классическими исполнителями, такими как Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. Другой звездой американского кинематографа, был Джин Келли (Gene Kelly), стиль которого разительно отличался от астеровского отсутствием аристократичности, но в принципе тоже базировался на соединении классической хореографии (и даже акробатики) и степа в контексте драматического образа.

Отметим, что афроамериканские танцоры появлялись в фильмах, как правило, только для показа "вставных" номеров, как правило, не связанных с основным сюжетом. Хорошим примерок такого номера может послужить песня-танец "Чаттануга Чу Чу" изфильма "Серенада Солнечной Долины" (1941 г.), где самый яркий и популярный за всю историю степа дуэт в лице братьев Файарда и Гарольда Николасов (the Nicholas Brothers) продемонстрировал великолепный образец акробатического степа. Помимо акробатического степа в 40-е годы развивались и другие стили: эксцентрик-тэп (Jigsaw Jackson, позднее Donald O'Connor, Ray Bolger), русский стиль (Ida Forsyne, Dewey Weinglass), флэш-экт (the Bery brothers), класс-экт (Maxie McCree, Aaron Palmer и др.). Большинство танцев исполнялось под музыку так называемых биг бэндов (больших оркестров), играющих популярный в то время свинг: со степистами работали такие метры джаза как Дюк Эллингтон, Каунт Бейси и другие.

Однако в 50-е годы музыкальные вкусы поменялись, на большие оркестры был введен федеральный налог, в фильмах начали доминировать балетные сцены, и как следствие степ теряет свою популярность и становится делом энтузиастов, занимающихся этим исключительно для собственного удовольствия. Знаменитый нью-йоркский Hoofer's Club закрывается, и многие танцоры переквалифицируются в водителей, барменов, лифтеров, плотников и т.д.

И только в середине 60-х годов ряд больших танцевальных событий на Бродвее возродил интерес к степу. 6 июля 1963 года Маршал Стиарнс вынес на суд публики шоу с участием семерых хуферов, работавших в стиле 30-40-х годов. 7 апреля 1969 года Летиция Джей презентовала свою программу Tap Happenings ("События степа") в нью-йоркском театре Берта Уиллера. В 1970 на бродвейской сцене был восстановлен старый мюзикл "Нет, нет, Нанетта" с чечеточными номерами. Все это (плюс ряд телепрограмм о степе) вызвало ностальгический интерес к этому виду танца, и в 70-ых годах степ наконец-то признали не просто формой развлечения, а видом искусства. А в начале 80-ых степ вернулся на киноэкраны: вышли фильмы с участием замечательного танцора - Грегори Хайнса (Gregory Hines). В это же время образуется множество различных коллективов и школ, занимающихся этим видом танца, стали активно проводиться международные фестивали и соревнования. Все это привело тому, что Конгресс США в 1989 объявил 25 мая - Днем Степа, который теперь празднуется энтузиастами по всему миру.

Еще одним результатом такого бурного развития степа стало появление уже в 90-х годах огромных международных шоу, самым ярким из которых стало шоу "Риверданс" (Riverdance), которое стартовало в Дублине и благодаря знаменитому семиминутному отрывку, показанному на "Евровидении-1994", стало международным феноменом. Необычность "Риверданса" заключалась в частности и в том, что он объединил в себе почти все виды перкуссионного танца (ирландский hard shoe, тэп и фламенко). Ведущим хореографом и танцоров "Риверданса" стал Майкл Флетли, который в последствии создал полностью ирладскую программу "Lord of the Dance", также получившую огромную популярность во всем мире. Другим интересным шоу, объединившее две разные музыкальные традиции: джазовый степ и рэп, явилосьпрограмма "Bring 'da Noise, Bring in 'da Funk". Шоу вышло в Нью-Йорке в1996 году, а постановщиком его был блистательный Савион Гловер (Savion Glover), который был назван "внуком старых мастеров степа". Гловер пытается вернуть степу право называться музыкой: работу степиста он считает аналогичной работе барабанщика. В своей технике Гловер использует не только традиционные удары (носок и пятка), но и боковые удары, удары серединой ступни и т.д.

В целом, попытки экспериментировать, объединять стили, развивать импровизацию - все это характеризует степ начала 21-го века. Однако по сути современный этап развития степа полностью базируется на том же принципе, который позволял этому виду танца развиваться в течение трехсот лет. На сайте международной ассоциации степа этот принцип охарактеризован, как принцип "вызова" и "ворованных ударов" (challenge and stealing steps). Как и в 19 веке на соревнованиях чечеточников, как и в 20-м веке на собраниях хуферов, современные степисты пытаются обогнать друг друга в технике и изобретательности и при этом одновременно учатся друг у друга, ненароком заимствуя новые удары и движения. В этом смысле весьма поучительной может быть методика, которую долгое время использовал Джон Бабблз: сидя в нью-йоркском Hoofer's Club, он с деланным безразличием наблюдал за соревнованиями молодых и опытных хуферов. В тот момент, когда видел новое движение, которое ему хотелось позаимствовать, он, недовольно качая головой, прерывал танец, говоря, что танцор, мол, сбился с ритма, и незамедлительно просил показать еще раз… И так до тех пор, пока Бабблз не выучивал движение. После этого Бабблз неожиданно для всех заявлял, что "этот удар напомнил ему его же комбинацию, которую он раньше делал", и демонстрировал блестящую вариацию, включавшую только что освоенное движение. При этом хуфер, у которого Бабблз заимствовал движение, всегда чувствовал себя польщенным. В этом нет ничего удивительно: ведь такова самая суть степа - уникального вида танца и музыки, в котором каждый исполнитель, повторяя, заимствуя и импровизируя, всегда становится создателем собственного неповторимого стиля.

Артем Бабаянц, 11 сентября 2005 года

mtdf.ru


Смотрите также

Календарь мероприятий

Уважаемые родители и ребята, ждем вас на занятия со 2го сентября по расписанию. Расписание занятий Понедельник Среда Пятница Дети с 8-13 лет 16.50 - 18.15 16.50 - 18.15 16.50 -...
Итоги турнира: 1е место - Кравченков Сергей (Алтай), 2е место - Спешков Станислав(СПБ), 3е место - Набугорнов Николай (Алтай). Победители были награждены...

Новости

Поздравляем наших участников соревнования по кикбоксингу "Открытый кубок ГБОУ ДОД ДЮСШ Выборжанин"! Юрий Кривец и Давид Горнасталев - 1 место,...